Личности

Люди в истории

Винсент ван Гог

Винсент ван Гог
Автопортрет Винсента Ван Гога.
Написан в сентябре 1889 г. в Сен-Реми-де-Прованс. Один из 43 имеющихся у художника автопортретов. Завитки фона и сходство цвета между этим фоном и жакетом художника — типичные черты творчества Ван Гога того периода. Выбор цвета также подчеркивает рыжие волосы и бороду Винсента. О своих автопортретах художник писал в письме сестре Виль:
«Я хотел бы сделать портреты, которые через сто лет станут откровением для людей. Другими словами, я не пытаюсь достичь этого с помощью фотографического сходства, а передавая наши страстные выражения, используя наши современные знания и понимание цвета как средства передачи и возвышения характера».
Музей Орсе, Париж.

Винсент Виллем ван Гог (Vincent Willem van Gogh, 30 марта 1853 г. – 29 июля 1890 г.) — голландский художник-постимпрессионист, чьи картины являются одними из самых популярных и узнаваемых в истории. Его драматическая манера письма, яркая палитра и мастерство произвели революцию в искусстве.
Такие работы, как «Подсолнухи», «Ночная терраса кафе» и «Звездная ночь» вышли за пределы мира живописи и стали культовыми символами не только одного художника, но и целого периода времени и направления в искусстве. Уникальный взгляд Ван Гога на мир опережал свое время, в результате чего, будучи не в состоянии зарабатывать на жизнь своей работой или примирить свои сомнения относительно ценности своих достижений и преодолеть свой душевный кризис, он покончил жизнь самоубийством в одиночестве и без гроша.

Винсент ван Гог
«Сеятель».
Картина Винсента Ван Гога 1888 года, написанная маслом на холсте. Написано в ноябре недалеко от Арля на юге Франции. Сеятели — повторяющаяся тема в творчестве художника, которую он рассматривает как символ их работы возрождения и жизни. Солнце расположено за головой сеятеля так, что напоминает ореол святого, показывая, что Ван Гог теперь смешивает в своих работах импрессионизм, постимпрессионизм и символизм.
Музей Ван Гога, Амстердам.

Кроме того, что Винсент ван Гог оставил миру великий дар своих картин, его письма, написанные его младшему брату Тео и другим, дают нам увлекательное и, временами, душераздирающее понимание того, как Винсент боролся для достижения своих целей в искусстве и жизни.
За свою короткую карьеру Ван Гог написал около 870 картин маслом, а также эскизы и акварели. Кроме того, у нас есть огромное количество подробностей о том, чем занимался Винсент, когда он не рисовал, благодаря тому, что он был плодовитым писателем. Художник написал Тео более 650 писем, и от Тео сохранился 41 ответ. Его младший брат помогал ему финансово и материалами на протяжении всей его карьеры; он также давал советы относительно искусства и держал Винсента в курсе событий в мире искусства.

Винсент ван Гог
«Мост Тринкеталь».
Картина Винсента Ван Гога маслом на холсте 1888 года. Написано в октябре в Арле, когда художник сосредоточился на городских сценах, когда местная зелень и цвета природы поблекли с провансальским летом.
Частная коллекция.

Еще около 100 писем сохранились, написанные другим родственникам и художникам. Многие письма содержат эскизы, которые могут показать этап планирования картин и их даты.

Винсент Ван Гог: ранние годы

Винсент Виллем Ван Гог родился 30 марта 1853 года в Грот-Зюндерте, Нидерланды.
Его матерью была Анна Корнелия Карбент (1819 – 1907 годы).
Его отец, Теодор (1822 – 1885 годы), был пастором голландской реформатской церкви. Примечательно, что трое дядей Винсента работали в сфере торговли произведениями искусства.
Винсент хорошо учился в школе в Зевенбергене и Тилбурге и проявлял интерес к рисованию. Его учитель рисования в Тилбурге, Си Си Хюисманс, не только поощрял Винсента копировать старые картины, что было стандартной практикой, но и, что необычно, писать природу.
Тем не менее, ни один из сохранившихся ранних рисунков ван Гога не указывает на большой талант.
В июле 1869 года Винсент стал работать в фирме Goupil & Cie в филиале в Гааге. Компания продавала художественные репродукции и оригиналы. Винсент преуспел, и в январе 1873 года его перевели в брюссельское отделение. В июне того же года он перешел в лондонский филиал. Там Винсент продолжал рисовать, посетил множество столичных галерей и развил вкус к английской поэзии.
Между 1874 и 1875 годами Винсент перешел в парижский филиал Goupil, затем вернулся в Лондон, после чего снова оказался в Париже. Все было не очень хорошо, и весной 1876 года он был уволен.
Затем последовала должность учителя в Рамсгейте, Англия, а затем должность учителя под покровительством преподобного Джонса, во время которой он проповедовал в разных деревнях за пределами Лондона.
Тем не менее, Винсент, не в силах был надолго оставаться где-либо, и в конце 1876 года уже продавал книги в Дордрехте…
Собираясь сделать карьеру в Церкви, Винсент в мае 1877 года переехал в Амстердам, чтобы подготовиться к вступительному экзамену по богословию. Тем временем он продолжал рисовать, на этот раз, сконцентрировавшись на пейзажах.
Ван Гог, похоже, был полон решимости принести религиозное утешение крестьянству, и в июле 1878 года он попытался стать евангелическим миссионером. Проведя три месяца обучения в Брюсселе, Винсент показал себя плохим оратором, и ему не дали должности, но он все равно отправился в шахтерский городок в районе Боринаж в Бельгии в декабре 1878 года. В конце концов, изначально получив официальную поддержку, Винсент вскоре потерял ее в июле 1879 года, когда выяснилось, что он раздал практически все свое имущество беднякам. Винсент продолжал свою индивидуальную миссию еще 12 месяцев, пока его религиозное рвение не угасло.
В этот момент времени он делал наброски, особенно шахтеров, а также изучал книги по теории искусства, чтобы улучшить свои способности рисования.
В какой-то момент  1879 года ван Гог, наконец то, принял окончательное решение стать профессиональным художником. К октябрю 1880 года он вернулся в Брюссель и надеялся поступить там в Академию художеств, однако вскоре у него закончились деньги, и в апреле 1881 года он был вынужден вернуться в дом своих родителей в Эттене. Короткий визит домой закончился ссорой с отцом, возможно, из-за того, что Винсент больше не хотел ходить в церковь.
В 1882 году поездка в Гаагу и его двоюродный брат-художник Антон Мауве (видный член Гаагской школы) придали Винсенту смелости начать рисовать акварелью, тем более брат Тео поощрял этот шаг. Именно в этот период были отвергнуты заигрывания Винсента с его кузиной Ки Вос-Стриккер.
Вернувшись в Гаагу, с помощью Мауве, Винсент создал свою первую студию.

Художник – это профессия

В своей мастерской на чердаке в Шенквеге, Гаага, Винсент начал использовать в качестве модели швею и бывшую проститутку Класину Марию Хорник (Clasina Maria Hoornik), по имени Син.

Винсент ван Гог
Син с сигарой, сидящая на полу напротив огня.
Художник Винсент Ван Гог, апрель 1882 года.

Затем Винсент и Син жили вместе, художник также поддерживал мать и двух детей своей модели, акт доброты, который не одобряли ни его родители, ни коллеги-художники в Гааге.
Кузен Маув отказался от своей поддержки, возможно, не впечатленный прогрессом Винсента, а также после того, как они поспорили о том, как улучшить техническую сторону его рисунка. Винсент продолжил свою собственную методологию, изучая иллюстрации и экспериментируя с литографией.
Один из типичных набросков этого периода — старик, в отчаянии опустивший голову на руки. Винсент назвал его «У ворот вечности».

Винсент ван Гог
«Скорбящий старик» (она же «У ворот вечности»).
Картина Винсента Ван Гога 1890 года, написанная маслом на холсте. Написано в апреле-мае в Сен-Реми-де-Прованс, но основано на эскизе, который художник сделал несколько лет назад в Гааге (1882 г.).
Он описывает этот набросок в письме к своему брату Тео как «старый больной крестьянин, сидящий на стуле у очага, обхватив голову руками и положив локти на колени». Возможно, показательно, что художник вернулся к этой теме после болезни и добровольного поступления в приют Сен-Поль-де-Мавсоль в Сен-Реми.
Музей Креллер-Мюллер, Оттерло, Нидерланды.

Предтечей успехов  Ван Гога стал заказ от его дяди Корнелиса Маринуса на серию видов Гааги. Визит же брата Тео в августе 1882 года, который привез ему припасы, привел к переходу к масляной живописи. Это был риск, поскольку масляные краски были дорогими, но Винсент выстоял, и его письма показывают, что он упивался исследованием цветов. Тео теперь, по сути, оплачивал расходы Винсента на проживание, и, чтобы уменьшить бремя, в сентябре 1883 года художник переехал в более дешевое место, Дренте, оставив Сиен. Винсент путешествовал по Нидерландам, рисуя пейзажи и рабочих на полях. В декабре 1883 года Винсент вернулся к своим родителям в Нюэнен.

Винсент ван Гог
«Ткач у открытого окна».
Картина Винсента Ван Гога 1884 года, написанная маслом на холсте в июле в Нюэнене, Нидерланды.
Художник сделал серию этюдов ткачей, очень часто, как здесь, со светом из окна, резко контрастирующим с темным интерьером.
Баварское государственное собрание живописи, Мюнхен.

Его отец Теодор Ван Гог умер в марте 1885 года, что еще больше обострило отношения художника с семьей. Он продолжал рисовать, особенно зимние сцены и местных ткачей. Пришел заказ на шесть зарисовок крестьянской жизни — слишком редкий случай, когда Винсент вносил свой вклад в расходы на проживание, которые теперь покрывались Тео регулярными ежемесячными платежами. Другим небольшим источником средств для Винсента было обучение нескольких местных художников.
В это время Винсента опять-таки поразила безответная любовь — его предложение руки и сердца соседке Марго Бегеманн было отклонено, в основном из-за неодобрения ее семьи. В художественном же отношении творчество Винсента созревало, и в апреле 1885 года он написал свое первое большое полотно «Едоки картофеля» , произведение, которое он сам высоко ценил. Он также экспериментировал с более яркими цветами.

Винсент ван Гог
«Едоки картофеля».
Картина Винсента Ван Гога маслом на холсте 1885 года в Нойнене, Нидерланды. Ван Гог создал эту работу, объединив различные более ранние исследования отдельных лиц, отсюда их довольно изолированный характер. Художник придал фигурам контурные лица и руки, подчеркнутые светом одинокой лампы, которые напоминают миску с картошкой, из которой они едят. Работа не была хорошо принята дилерами или коллегами-художниками, но Ван Гог высоко оценил ее, даже сделав ее переработку в последний год своей жизни. Он описал свою цель в картине в письме своему брату Тео:
«Я пытался подчеркнуть, что эти люди, кушающие свою картошку при свете лампы, копали землю теми же руками, которые опускали в тарелку, а значит, речь идет о ручном труде, о том, как они честно зарабатывали себе на пропитание».
Музей Ван Гога, Амстердам.

В ноябре 1885 года Винсент в поисках новых идей уехал в Антверпен, затем в марте 1886 года, после неудачной учебы в Академии, он перебрался в самый центр европейского художественного мира конца XIX века — Париж.

Винсент ван Гог: жизнь в Париже

Винсент поселился в Париже у Тео, и следующие два года они жили в одной квартире.

Винсент ван Гог
«Мулен де Блют-Фин».
Картина Винсента Ван Гога 1886 года, написанная маслом на холсте в Париже, когда Ван Гог жил на квартире со своим братом Тео. Художник сделал целую серию картин на местных ветряных мельницах вокруг города и, как здесь, на Монмартре, используя более светлую палитру, чем его ранние работы, но заметно менее драматичную, чем те, что последовали за ним, когда он переехал на юг Франции. Силуэт ветряной мельницы подчеркнут взглядом снизу и наличием половины холста в виде неба. Относительно редкая подпись указывает на то, что художник считал это законченной работой.
Художественный музей Бриджстоун, Токио.

С момента своего прибытия в марте Винсент посещал галереи и из первых уст узнавал от коллег-художников о новом движении в искусстве — импрессионизме.
Винсент учился у художника Феликса Кормона, копируя гипсовые слепки и исследуя цвета в натюрмортах с цветами. Он также столкнулся с японскими гравюрами, которые стали популярными в Европе и которыми он очень восхищался за их смелость цвета и композиции. Он написал панорамы Парижа, особенно Монмартра, целую серию ветряных мельниц и первый из своих многочисленных автопортретов. Винсент изо всех сил пытался выставить на обозрение какую-либо из своих картин, в частности, у Танги, который владел магазином художественных принадлежностей на Монмартре и принимал картины в качестве оплаты за материалы. Винсент трижды рисовал Танги.

Винсент ван Гог
«Портрет отца Танги».
Картина Винсента Ван Гога 1887 года маслом на холсте. Написана в Париже. Отец Танги (1825–1894) был большим другом импрессионистов. Он владел магазином художественных принадлежностей на Монмартре, принимая картины в качестве оплаты за материалы. Винсент трижды рисовал Танги. На заднем плане этой версии несколько японских гравюр, вид искусства, который в тот период был очень популярен и влиятелен в Европе.
Музей Родена, Париж.

Винсент организовал свою собственную выставку современных художников в залах ресторана в ноябре-декабре 1887 года, на которой были показаны многие его собственные картины и картины других художников, таких как Поль Гоген и Анри де Тулуз-Лотрек. Несколько работ были проданы, но в их числе не была ни одна из работ Винсента.

Ван Гог в Южной Франции

Винсент ван Гог
«Натюрморт с кофейником с голубой эмалью».
Картина Винсента Ван Гога 1888 года, написанная маслом на холсте. Написана в мае в Арле на юге Франции.
Ван Гог приложил эскиз этой картины к письму к своему брату Тео, где он, как обычно, скрупулезно описывает цвета, которые он использовал для каждого предмета.
Частная коллекция.

В феврале 1888 года, устав от соперничества между художниками в Париже и стремясь к более теплой погоде, чтобы укрепить свое слабое здоровье, Винсент переехал в Арль на юге Франции, где он начал, безусловно, самый продуктивный период своей карьеры, написав бесчисленное количество картин.

Винсент ван Гог
«Спальня в Арле».
Картина Винсента Ван Гога маслом на холсте 1889 года. Написана в октябре. Это была собственная комната художника в арендованном им Желтом доме. Он нарисовал все содержимое комнаты, сдвинутое к стенам, так что осталось центральное открытое пространство. Стулья причудливо повернуты к кровати, словно ожидая сидящих. Мебели часто придают контур с использованием берлинской лазури. Сцена имеет необычный (но не для художника) способ показать вид чуть сверху. Винсент описывает картину в письме своему брату Тео следующим образом:
«…здесь все зависит от цвета и, упрощая его, я придаю ему больше стиля, создавая общее впечатление отдыха или сна. В самом деле, взгляд на картину должен дать отдых разуму, вернее, воображению».
Музей Орсе, Париж.

Там он подружился с такими людьми, как Жозеф Рулен, местным почтальоном, которого он несколько раз рисовал.

Винсент ван Гог
«Жозеф Рулен, сидящий на стуле».
Портрет маслом на холсте 1888 года Винсента Ван Гога. Написано в августе в Арле, Франция. Рулен был местным почтальоном художника, и они стали хорошими друзьями: Винсент несколько раз рисовал его и членов его семьи. В письме к сестре Вил художник описывает почтальона так:
«Сейчас я работаю над портретом почтальона в синем с желтым мундире. Голова немного похожа на Сократа, почти без носа, высокий лоб, лысая макушка, маленькие серые глаза, ярко накрашенные пухлые щеки, большая седая борода, большие уши. Этот человек известный республиканец и социалист, неплохо рассуждает и много знает. Его жена сегодня родила ребенка, так что он в прекрасной форме и сияет от удовольствия».
Бостонский музей изящных искусств.

Винсент был впечатлен солнечной южной Францией, а его палитра стала яркой и смелой. Весной он запечатлел цветущие деревья в такой картине, как «Розовые персиковые деревья».

Винсент ван Гог
«Розовые персиковые деревья».
Картина Винсента Ван Гога маслом на холсте 1888 года. Написано весной, вскоре после того, как Винсент прибыл на юг Франции. Очарованный красками и светом Прованса, художник написал серию полотен с изображением цветущих деревьев. Как он сообщил в письме своему брату Тео: «Я расходую огромное количество холстов и красок» (LT 474F).
В левом нижнем углу есть посвящение «Souvenir de Mauve», в котором упоминается двоюродный брат Винсента, художник Антон Мауве (видный член Гаагской школы), у которого он учился в Гааге. Кузен Маув умер за несколько недель до того, как была написана эта картина.
Музей Креллер-Мюллер, Оттерло, Нидерланды.

С наступлением лета солнце и желтые поля были блестяще запечатлены в такой работе, как «Сеятель с заходящим солнцем».

Винсент ван Гог
«Сеятель с заходящим солнцем».
Картина маслом на холсте 1888 года Винсента Ван Гога. Написано в июне недалеко от Арля на юге Франции. Ван Гог был очарован светом и красками этого региона, и это первая картина, на которой он запечатлел их. Описывая картину и сопроводительный набросок в письме своему коллеге-художнику Эмилю Бернару, Винсент говорит:
«Мне все равно, какие цвета на самом деле… Я все еще очарован обрывками прошлого, тоскую по вечному, символами которого являются сеятель и сноп».
Музей Креллер-Мюллер, Оттерло, Нидерланды.

Он рисовал морские пейзажи и запечатлел местный колорит в Сент-Мари-де-ла-Мер.

Винсент ван Гог
«Лодки на пляже в Сент-Мари-де-ла-Мер».
Картина Винсента Ван Гога 1888 года, написанная маслом на холсте. Нарисованный в июне на побережье южной Франции, один из трех этюдов, сделанных художником с этой сценой. Картина представляет собой интересное сочетание плоских и четко очерченных рыбацких лодок, как на японских гравюрах, и гораздо более ярких и текстурированных пляжей, моря и неба.
Музей Ван Гога, Амстердам.

К августу он начал свою поразительную серию подсолнухов, созданных как простое украшение для его дома, Желтого дома.

Винсент ван Гог
«Двенадцать подсолнухов в вазе» Винсента Ван Гога. Написано в августе в Арле, Франция. Это одна из нескольких версий одной и той же темы, написанных для украшения Желтого дома, где художник жил в ожидании визита коллеги-художника Поля Гогена. Здесь два цвета фона контрастируют с двумя цветами вазы, чтобы придать картине глубину. Для художника подсолнухи означали «благодарность».
Новая пинакотека, Мюнхен.

Сентябрьская «Звездная ночь над Роной» показывает, что художника не пугают практические аспекты импрессионистической пленэрной живописи.

Винсент ван Гог
«Звездная ночь над Роной».
Картина Винсента Ван Гога 1888 года, написанная маслом на холсте. Написано в сентябре в Арле, на юге Франции. Его письма показывают, что Винсент некоторое время планировал сделать эту ночную сцену, но беспокоился о трудностях написания ее на пленэре (на открытом воздухе), типичной технике импрессионистов.
Стремясь избежать черного цвета для изображения ночи, художник вместо этого использует широкий спектр синих оттенков: берлинскую лазурь, кобальт и ультрамарин. И снова он использует резко контрастирующую, но дополняющую цветовую схему желтого и синего цветов.
Пара влюбленных в углу имеет большое значение, как показано в следующем отрывке из письма Винсента к его брату Тео, написанного в том же месяце, когда была создана эта сцена:
«Выразить любовь двух влюбленных сочетанием двух дополнительных цветов, их смешением и контрастом, таинственными вибрациями родственных тонов. Выразить мысль брови сиянием светлого тона на темном фоне. Выразить надежду какой-нибудь звездой».
Музей Орсе, Париж.

Его цвета теперь интенсивны, форма и пространство часто преувеличены. Яркий монохромный фон, часто текстурированный, чтобы контрастировать с более гладким основным объектом, смешивается с закрученными мазками обильно нанесенной краски. Он смешал импрессионизм с символизмом, где картина создается, чтобы возбудить воображение и вызвать эмоциональный отклик у зрителя. Наконец пришел неподражаемый стиль Ван Гога.

Психическая нестабильность Ван Гога

Винсент ван Гог надеялся создать в Арле сообщество художников и пригласил таких молодых художников, как Гоген и Эмиль Бернар. Первый действительно приехал в Арль в октябре 1888 года, и пара жила и работала вместе, оба финансировались Тео.

Винсент ван Гог
«Мост Ланглуа в Арле с моющимися женщинами».
Картина Винсента Ван Гога 1888 года.
Наптсана в марте недалеко от Арля на юге Франции, это один из нескольких этюдов этого моста. Художник постарался создать точную перспективу в этой работе, а сильная диагональ реки была тем, чем он восхищался на японских гравюрах. Мост, хотя и в реконструированном варианте, можно увидеть на месте и сегодня.
Музей Креллер-Мюллер, Оттерло, Нидерланды.

Два художника повлияли друг на друга — яркие цвета Винсента на палитре Гогена и поддержка Гогеном того, что голландец экспериментирует с разными предметами.
Однако запертые в помещении, когда дул ветер мистраль, два сильных характера часто конфликтовали, особенно из-за искусства. Кризис наступил 23 декабря. После очередного спора Гоген провел ночь в гостинице, а когда на следующее утро вернулся в Желтый дом, то с удивлением увидел полицию. Ночью Винсент отрезал себе часть уха и подарил ее местной проститутке. Его отправили в госпиталь, а Тео вызвали из Парижа.

Винсент ван Гог
«Автопортрет с перевязанным ухом».
Картина Винсента Ван Гога 1889 года, написанная маслом на холсте. Написано в январе в Арле.
Винсент отрезал часть своего уха и подарил его проститутке в местном баре после эпизода психического кризиса в декабре 1888 года.
Институт искусств Курто, Лондон.

Гоген покинул Арль сразу после инцидента.

Винсент ван Гог
«Больница в Арле».
Картина Винсента Ван Гога 1889 года, написанная маслом на холсте. Написано в апреле в больнице Арля, куда художника доставили после его первого психического кризиса в декабре 1888 года, когда он отрезал себе часть уха. Вид из его палаты в больнице. Двор сохранился до сих пор и выглядит очень точно так же, как на этой картине.
Коллекция Оскара Рейнхарта, Винтерхур, Швейцария.

Винсент объяснил приступ лихорадкой и недостатком питания; к январю он снова начал рисовать, однако последовали новые приступы болезни.

Винсент ван Гог
«Пшеничное поле с кипарисами».
Картина Винсента Ван Гога 1889 года, написанная маслом на холсте. Написано в сентябре недалеко от Сен-Реми-де-Прованс, Франция.
Художник нарисовал серию полей и кипарисов, когда выздоравливал от болезни в Сен-Реми. Винсент считал эту картину одним из лучших своих летних пейзажей. Завихряющиеся облака и густое нанесение краски типичны для его работ того периода, но он приглушил свою палитру и уменьшил насыщенность цветов, которые можно было увидеть в его более ранних работах в Арле.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

В мае 1889 года Винсент добровольно переехал в приют Сен-Поль-де-Мавсоль в Сен-Реми-де-Прованс. Там, в промежутках приступов, ему разрешали рисовать. Однако, как и его моральный дух, палитра Винсента теперь заметно приглушена.

Винсент ван Гог
«Прогулка заключенных».
Картина Винсента Ван Гога 1890 года, написанная маслом на холсте, (также известная как «Упражнения заключенных»). Написано в феврале в Сен-Реми-де-Прованс на юге Франции. Написанная во время болезни художника и последующего заключения, она была создана с гравюры Гюстава Доре. Ван Гог часто обращался к копированию гравюр и фотографий, и он собирал вырезки с работами других художников. Пушкинский музей, Москва.

Врачи приюта диагностировали его болезнь как эпилепсию. Исследования XX и XXI веков выдвинули другие теории психической нестабильности художника, в частности, шизофрению или последствия сифилиса (он лечился от венерического заболевания в Гааге), чрезмерное употребление абсента или сочетание всех четырех болезней.

Винсент ван Гог
«Пшеничное поле со жнецом».
Картина Винсента Ван Гога 1889 года, написанная маслом на холсте. Написано в сентябре в Сен-Реми-де-Прованс на юге Франции, на пленэре и является частью серии одних и тех же сцен, но с вариациями цвета. Метод импрессионистов рисовать на открытом воздухе, а не в студии, иногда был проблемой, особенно когда дул мистраль, как отмечает Винсент в письме своему коллеге-художнику Эмилю Бернару:
«Мой мольберт был закреплен в земле железными колышками, способ, который я вам рекомендую. Вы втыкаете ножки мольберта глубоко в землю, затем рядом с ними вбиваете в землю железные колышки длиной пятьдесят сантиметров. Вы связываете все вместе веревкой. Таким образом, вы можете работать на ветру».
Музей Ван Гога, Амстердам.

В своих письмах Винсент упоминает «безумие художника», но мало связывает свою болезнь с работой; он относится к ним как к вполне независимым.

Винсент ван Гог
«Звездная ночь».
Холст, масло, картина 1889 года Винсента Ван Гога.
Написано в июне в Сен-Реми-де-Прованс, Франция. Это вид из окна художника в приюте Сен-Поль-де-Мавсоль, в который он добровольно попал. Смелые, контрастные, но дополняющие друг друга цвета и ритмичные завихрения кисти типичны для его работ того периода, когда Ван Гог двигался к символизму, движению, которое стремилось тронуть зрителя, а не запечатлеть отдельные моменты света. Музей современного искусства, Нью-Йорк.

После того, как Винсент поправил свое здоровье, ему разрешили писать картины на близлежащих полях и в оливковых садах, однако произошел еще один приступ, во время которого он съел часть своих масляных красок.

Винсент ван Гог
«Пшеничные поля с воронами».
Картина Винсента Ван Гога маслом на холсте 1890 года. Написано в июле в Овер-сюр-Уаз на севере Франции. Вид на поля здесь немного приподнят, что выделяет ворон на фоне двух контрастирующих, но дополняющих друг друга цветов пшеницы и неба. Для дорожек используются еще два контрастных цвета: красный и зеленый. Центральный путь, кажется, ведет в никуда.
Не последняя работа художника, вопреки распространенному мифу. В письме своему брату Тео художник объясняет свои мотивы создания картины:
«Я написал еще три больших полотна. Это огромные поля пшеницы под неспокойным небом, и мне не нужно было сильно напрягаться, чтобы попытаться выразить печаль и крайнее одиночество… Я почти уверен, что эти полотна расскажут вам то, что я не могу передать словами, то есть как здорово и бодряще я нахожу сельскую местность».
Музей Ван Гога, Амстердам.

Периодические приступы продолжались до февраля 1890 года, а периоды восстановления удлинялись. В мае 1890 года после консультации с Тео и по совету Камиля Писсарро Винсент ван Гог отправился на консультацию к доктору Полю Гаше в Овер-сюр-Уаз на севере Франции.

Винсент ван Гог
«Доктор Поль Гаше».
Портретная картина Винсента Ван Гога, написанная маслом на холсте в 1890 году. Написано в июне в Овер-сюр-Уаз на севере Франции, где жил доктор Гаше (1828-1909 годы). Он был врачом, коллекционером и хорошим другом импрессионистов. Ван Гог останавливался в местной гостинице и регулярно навещал Гаше, чтобы попытаться восстановить свое здоровье. Гаше дважды рисовали с одинаковой меланхоличной позой и фоном, но в другой цветовой гамме.
Музей Орсе, Париж.

Гаше был врачом, кардиологом и сторонником гомеопатии, он также был хорошим другом импрессионистов. Винсент остановился в местной гостинице и регулярно навещал Гаше, рисуя его портрет и множество цветов в его саду.

Смерть и наследие Ван Гога

Винсент ван Гог
«Ночное кафе».
Картина Винсента Ван Гога 1888 года, написанная маслом на холсте. Написано в сентябре на площади Форум в Арле, Франция.
Это интерьер того же кафе, что и в «Ночной террасе кафе». И снова Ван Гог использует два сильно контрастирующих цвета, на этот раз красный и зеленый для драматического эффекта. Он придает помещению, как и в других работах этого периода, необычный ракурс, как будто увиденный немного сверху. Ван Гог описывает цель сцены в письме своему брату Тео:
«В своем изображении ночного кафе я попытался выразить мысль о том, что кафе — это место, где можно погубить себя, сойти с ума или совершить преступление».
Нью-Хейвен, Художественная галерея Йельского университета, США.

27 июля Ван Гог после рисования в поле подвергся еще одному приступу. Он выстрелил себе в грудь из пистолета, но сумел добраться до своей гостиницы. Винсент был еще жив, когда прибыл его брат Тео, он скончался утром 29 июля.
Трагизм ситуации был в том, что художник только начал вызывать интерес искусствоведов. За несколько месяцев до его смерти некоторые работы Винсента были выставлены в Париже и Брюсселе (где он продал картину).
Погибшего художника похоронили на кладбище Овера.

Винсент ван Гог
«Ночная терраса кафе».
Холст Винсента Ван Гога, масло, 1888 год.
Написано в сентябре на площади Форум в Арле, Франция. Здесь художник использует сильные контрастные цвета желтого и синего для драматического эффекта. Намеренно искажая перспективу, Ван Гог делает крышу террасы кафе центром сцены, а размещая клиентов только в дальнем конце, он притягивает взгляд зрителя к сердцу картины и кафе.
Художник особенно стремился запечатлеть черную ночь, используя только синие и фиолетовые оттенки. Работа выполнялась не в мастерской, а на пленэре (открытом воздухе) — типичной технике импрессионистов — чтобы художник мог точно передать колорит, даже если он сам отмечал, что не всегда легко увидеть, какие цвета он на самом деле использует.
Музей Креллер-Мюллер, Оттерло, Нидерланды.

Работы Винсента ван Гога выставлялись еще в 1890-х годах в Амстердаме, Париже и других местах, когда началось движение символизма. Некоторые стали рассматривать Ван Гога как мост между импрессионизмом, с его заботой о преходящем свете и цвете, и экспрессионизмом, в котором художники пытались передать свое преувеличенное внутреннее эмоциональное смятение. Его обычно относят к художникам-постимпрессионистам, которые используют приемы импрессионизма, но также интересуются символизмом и постоянным эмоциональным выражением в своих работах.

Винсент ван Гог
«Желтый дом».
Картина Винсента Ван Гога 1888 года, написанная маслом на холсте. Написана в сентябре, Ван Гог снимал здесь комнаты – часть с зелеными ставнями. Дом Ван Гога находится в центре картины не только из-за своего положения, но и из-за разной текстуры неба вверху и дороги внизу, в то время как дом остается гладким. Художник недолго делил эти комнаты с Полем Гогеном в конце 1888 года. Ван Гог украсил интерьер своими картинами, такими как серия «Подсолнухи».
Ван Гог назвал эту работу «Улица». Здание больше не существует.
Музей Ван Гога, Амстердам.

К какой бы группе он ни относился в истории искусства, публика и коллекционеры не сомневались в ценности его вклада. Картины Ван Гога продавались на аукционах с середины ХХ века по цене в миллионы долларов.Однако Ван Гог гораздо больше, чем просто художник. «Безумный гений», «замученный художник» и «непризнанный талант» — все это идеи, которые миф о Ван Гоге внес в мировое искусство и культуру независимо от их достоверности.

Винсент ван Гог
«Автопортрет в серой фетровой шляпе».
Картина Винсента Ван Гога 1887 года, написанная маслом на холсте. Написано в сентябре-октябре и показывает влияние понтилистов, которых Винсент встретил в Париже. Использование мазков и контрастных, но дополняющих друг друга цветов (синий и оранжевый) экспериментируется впервые и станет доминирующей чертой его более поздних работ.
Музей Ван Гога, Амстердам.

Немногие художники захватили наше воображение и заинтриговали нас так же сильно своей жизнью, как и своим искусством, как это сделал Винсент Ван Гог. Эта эмпатия, быть может, не случайна, ибо именно этого и добивался Винсент:
«Я хотел бы однажды показать своим произведением, что есть в сердце у такого чудака…».

Винсент ван Гог
«Цветущий сад».
Картина маслом на холсте 1888 года Винсента Ван Гога. Написано в июле в Арле, на юге Франции. Менее известная работа, она представляет интерес художника к успокаивающим садовым сценам с цветами в то же самое лето, когда он также рисовал свои более известные сцены ночного кафе гораздо более насыщенными цветами.
Частная коллекция.
Поделитесь с друзьями

Ваша оценка статьи:

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Источники информации

1. Cartwright «Vincent van Gogh»
2. Denvir «Post-Impressionism»
3. Bouruet Aubortot «Impressionism»
4. Thomson «Impressionism»
5. Roe «The Private Lives of the Impressionists»
6. Metzger, Walther «Van Gogh. La obra completa – pintura»
7. Howard «Encyclopedia of Impressionism»

Похожие статьи

наверх