Личности

Люди в истории

Кипренский

Детские годы Кипренского

Орест Адамович Кипренский
Орест Адамович Кипренский

Орест Адамович Кипренский – несравненный мастер портрета — родился 13 марта 1782 на мызе Нежинской, около города Копорье, Ораниенбаумского уезда Санкт-Петербургской губернии (ныне — Ломоносовский район Ленинградской области).
Родителями его были Адам Карлович и Анна Гавриловна Швальбе —  крепостные люди бригадира Алексея Степановича Дьяконова.
При рождении Орест получил вольную (его родители становились свободными только после смерти помещика).
Много предположений связано с незаконнорожденностью художника и даже с годом его рождения. Приведенная выше дата дается по записи в метрической книге соборной церкви Преображения Господня в городе Копорье.
В ней младенец именуется незаконнорожденным, из чего раньше делали вывод, что его родным отцом был сам бригадир Дьяконов, якобы отдавший ребенка А. К. Швальбе (во многих источниках приводится эта информация2). Однако в реальности дело обстояло гораздо проще: родители Ореста обвенчались пятнадцатью месяцами позже его рождения, то есть мальчик появился на свет вне законного брака.
Этот факт, при всем при том, никак не ставит под сомнение отцовство Адама Карловича. Более того, сам Кипренский впоследствии, написав его портрет, всегда называл картину «Портретом отца».
Что же касается другого года рождения художника, которое встречается в литературе, — 1783, то это результат подтасовки, совершенной Швальбе. В 1788 году он определял сына в Воспитательное училище при Академии художеств, тогда там действовало строгое правило: принимать мальчиков только от 5 до 6 лет. Орест уже находился в «критическом» возрасте, поэтому было решено сбавить ему год. Даже священник Васильев, крестивший ребенка, пошел на этот обман.
А как сын Швальбе стал Кипренским?
Вероятно, вначале его прозвали Копорским в соответствии с местом рождения. В Академии художеств он уже числился под фамилией Кипрейский (она звучала более артистично, вызывая в памяти образ Киприды — античной богини любви и красоты). А отсюда уже один шаг до Кипренского.

Учеба в Академии художеств

C 1788 по 1805 год Кипренский обучался в Академии художеств в Петербурге. Начальство поддерживало подающего надежды ученика.
В 1802 году за картину «Филемон и Бавкида» молодому художнику была присуждена малая золотая медаль.

Орест Адамович Кипренский
«Юпитер и Меркурий, посещающие в виде странников Филемона и Бавкиду»
(Орест Кипренский, 1802 год)

Это давало ему надежду на пенсионерскую поездку в Европу, но в последний момент его конкурсная работа награды не получила. Тогда живописцу помог глава Академии художеств граф А. С. Строганов, который принимал большое участие в судьбе своего питомца: он продлил пребывание Кипренского в Академии еще на 3 года, что давало тому возможность подготовить новую работу для конкурса на большую золотую медаль.
Тему полотна на медаль предложил Совет Академии. 28 января 1805 года выпускникам исторического живописного и скульптурного классов, каковым являлся Кипренский, было объявлено задание:
«Представить Великого Князя Димитрия Донского, когда по одержании совершенной победы над Мамаем оставшиеся Князья русские и прочие воины, сошедшись на место сражения, не знали, где находится их Великий Князь; знали только, что под ним были выбиты три лошади и сам он тяжело был ранен. Они находят его в роще при последнем почти издыхании; кровь струилась еще из ран его. Но радостная весть о совершенном поражении татар оживляет умирающего Великого Князя.»
Конкурс проходил анонимно: картины были помечены буквами. Конверт с именами медалистов вскрыли на открытии выставки, приуроченной к Годичному собранию Академии художеств 1 сентября 1806 года. В числе семи лучших оказался и Кипренский. Совет Академии художеств признал его  картину «Димитрий Донской на Куликовом поле» достойной самой высокой оценки. Полное название работы – «В[еликий] К[нязь] Димитрий Донской по одержании победы над Мамаем, находимый в роще князьями и воинами, при последнем почти издыхании».

Орест Адамович Кипренский
«Дмитрий Донской на Куликовом поле», 1805 год

Победители получали возможность поехать на стажировку в Италию за счет Академии, но по уставу их могло быть только шестеро. Тем не менее, в тот год президент Академии А. С. Строганов вложил свои личные средства, чтобы пенсионерскую поездку совершили все семь медалистов (кого из них осчастливил граф, предусмотрительно — из этических соображений, — скрыли). Однако из-за сложившейся политической ситуации (военные действия против Наполеона) поездку в тот год отложили.
В этом же году по поручению президента Академии Кипренский написал копию с «Мужского портрета» Ван Дейка. Воспроизведя это изображение «с похвальным успехом», он по решению Совета получил 300 рублей.

Кипренский – портретист

Как портретист Кипренский начинал с изображений близких ему людей. Среди них – великолепный «Портрет А. К. Швальбе» («Портрет отца», 1804 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).

Орест Адамович Кипренский
«Портрет А.К.Швальбе (Портрет отца)»
(Кипренский, 1804 год)

Многими своими чертами «Портрет А. К. Швальбе» напоминает творения кисти великих мастеров XVII века, в частности Рембрандта. Удивительно, но позже, когда живописец жил в Италии, неаполитанские академики отказывались верить, что это полотно — работа их современника, и приписывали его то Рубенсу, то Ван Дейку, то Рембрандту.
«Портрет А. К. Швальбе» был приобретен уже после смерти Кипренского по повелению императора Николая I и передан в Императорский Эрмитаж.
В 1809 году Кипренский отправился в Москву, где будучи прикомандированным к адъюнкт-ректору Мартосу, он достиг настоящей славы. Обаятельный молодой живописец быстро втянулся в московскую светскую жизнь. Здесь он познакомился с Карамзиным, Вяземским, Жуковским, близко сошелся с семействами Ростопчиных, Давыдовых. Портреты, созданные им в этот период, принадлежат к числу лучших творений Ореста Адамовича.
В 1809 он написал «Автопортрет (?) с кистями за ухом» (Государственная Третьяковская галерея, Москва).
Одна из самых известных работ Кипренского – «Портрет лейб-гусарского полковника Е. В. Давыдова» (1809 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Он знаменует важный момент в биографии художника (его талант признали, а самого юношу начали сравнивать с мастерами прошлого) и является центральным произведением московской поры: в нем Кипренский впервые обратился к форме парадного портрета.

Орест Адамович Кипренский
«Портрет лейб-гусарского полковника Е. В. Давыдова»

Это полотно принесло ему славу «российского Вандика» (то есть Ван Дейка).
На портрете изображен офицер русской армии начала XIX века в форме лейб-гвардии Гусарского полка, облокотившийся на каменную плиту. Он стоит на фоне грозового — весьма романтического — пейзажа.
Примечательно, что после Отечественной войны 1812 года «Портрет Давыдова» стал считаться изображением Дениса Давыдова. В действительности же на полотне запечатлен другой Давыдов — Евграф Владимирович.
Кто же такой Евграф Владимирович Давыдов?
Он, как и Денис Давыдов, участвовал в войнах с Наполеоном.
На портрете мужчина изображен таким, каким был в период после сражения 1805 года под Аустерлицем: еще здоровым, полным романтических устремлений. Потом были другие бои, награды, но «Битва народов» под Лейпцигом в августе 1813 года превратила бравого офицера в калеку:  он лишился левой ноги и правой руки ниже локтя.
В Москве Кипренский познакомился с графом Ф. В. Ростопчиным, который с 1801 года жил то в городе, то в подмосковном имении Вороново. Ростопчин, бывший когда-то фаворитом и наперсником императора Павла I, активно занимался литературой и искусством, вел обширную переписку, коллекционировал живописные произведения и древности.
Он также являлся почетным «любителем» Академии художеств, был в курсе академической жизни, поддерживал молодых живописцев и делал заказы «новым славящимся нашим художникам».
Конечно, граф не мог не знать о таком таланте, воспитанном в Академии, как Кипренский. Теперь же, когда последний оказался в Москве и они познакомились лично, Орест Адамович получил приглашение работать в доме Ростопчина. Тот заказывал ему собственные портреты и портреты своей семьи. Так появились «Портрет графа Ф. В. Ростопчина» и «Портрет графини Е. П. Ростопчиной»  (оба написаны в 1809 году, Государственная Третьяковская галерея, Москва).

Орест Адамович Кипренский
«Портрет графини Екатерины Ростопчиной»
Орест Адамович Кипренский
«Портрет графа Ф.В. Ростопчина»

Эти портреты задуманы как парные (хотя и различаются по размеру и масштабу), начинать их рассматривать нужно от женского к мужскому.
«Портрет В. А. Перовского в испанском костюме XVII века» (1809-1811 годы, Государственный Русский мутей, Санкт-Петербург) — яркое свидетельство желания живописца использовать лучшие достижения старых мастеров.

Орест Адамович Кипренский
«Портрет В. А. Перовского в испанском костюме XVII века»

По манере письма он напоминает работы Ван Дейка, которого Кипренский копировал в молодости.

Кипренский – живописец Малого двора

В 1811 году Кипренский отправляется в Тверь, куда еще в августе 1809 года прибыла великая княгиня Екатерина Павловна с супругом — принцем Георгом Ольденбургским. С их переездом старинный город стал на какое-то время блестящим столичным центром — малым Двором.
Здесь он написал «Портрет принца Г. П. Ольденбургского» (1811 год, Екатерининский дворец, Царское Село), «Портрет князя И. А. Гагарина» (1811 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), изобразил многих людей из придворного окружения.
В этих работах появился некий оттенок мягкой светской обходительности.

Орест Адамович Кипренский
«Портрет принца Г. П. Ольденбургского»
Орест Адамович Кипренский
«Портрет князя И. А. Гагарина»

В Твери, где среди его близких друзей были поэты К. Н. Батюшков, В. А. Жуковский, П. А. Вяземский, художник Ф. П. Толстой, члены будущего общества «Арзамас»,  Кипренский оставался вплоть до событий, ознаменовавших начало Отечественной войны.

Возвращение в Петербург

В 1812 году, после трехлетнего отсутствия в столице, Кипренский вернулся в Петербург.
В Петербурге он представил Совету Академии несколько портретов: лейб-гусарского полковника Евграфа Давыдова, принца Ольденбургского, князя Гагарина и советника коммерции Кусова. Совет отметил, что «художник в продолжительную свою отлучку <… > не только не ослабел в признанном от всех отличном его таланте в живописи, но и приобрел еще большие успехи».
Кипренский был избран академиком.
В 1813 году Орест Адамович запечатлел своего друга Алексея Романовича Томилова в графическом произведении «Портрет А. Р. Томилова (в форме ополченца)» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).

Орест Адамович Кипренский
«Портрет А. Р. Томилова (в форме ополченца)»

В работах, выполненных в такой технике, он еще непосредственнее, чем в портретах маслом, передал индивидуальные особенности модели.
В этом же году Кипренский был тепло принят в доме князей Олениных. Он выполнил замечательные графические портреты самого хозяина, его жены и их старшего сына Петра.

Орест Адамович Кипренский
«Портрет П.А. Оленина»

Петр Алексеевич являлся участником Отечественной войны 1812 года, получил тяжелое ранение при Бородине, а впоследствии дослужился до звания генерал-майора; был художником-любителем.
Каждый вновь созданный портрет доказывал первенство Кипренского в этом жанре.
Написанный в 1814 году «Портрет Д. Н. Хвостовой» (1814 год,  Государственная Третьяковская галерея, Москва) – это первый женский портрет художника, на котором модель смотрит прямо на зрителя и вовлекает его в беседу.

Орест Адамович Кипренский
«Портрет Д. Н. Хвостовой»

Дарья Николаевна излучает спокойствие и  умиротворенность. Перед зрителем жена, мать семейства, милая и обаятельная женщина.
«Портрет поэта В. А. Жуковского» (1816 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва) — еще один пример живописи Кипренского в романтическом стиле. Василий Андреевич запечатлен мечтающим, что оттеняется грозовыми сине-серыми тучами, закрывающими небо, и сумрачным пейзажем с темнеющими развалинами замка вдали.

Орест Адамович Кипренский
«Портрет поэта В. А. Жуковского»

Автору удалось гармонично сочетать представленный образ поэта со строем его стихов.
Портрет создан по заказу Сергея Семеновича Уварова, бывшего в то время попечителем Петербургского учебного округа. Картина осталась незаконченной, тому есть разные объяснения: возможно, так пожелал заказчик, но не исключено, что автор не успел ее дописать, поскольку торопился уехать в Италию в качестве пенсионера Академии художеств.

Первая поездка Кипренского в Италию

В 1816 году Кипренский отправился в Италию, где В 1817 году в Риме написал картину «Молодой садовник» («Молодой итальянский мальчик», Государственная Третьяковская галерея, Москва).

Орест Адамович Кипренский
«Молодой садовник»

Нужно признать, что на судьбе Кипренского роковым образом сказалось заблуждение, которое он питал относительно собственного творчества: главным своим делом художник видел создание монументальных произведений на исторические сюжеты, которые, как он считал, должны были увековечить его имя. Что касается портретов, которые удавались живописцу лучше всего и которые, как теперь ясно видно, принесли ему мировую известность, то ими он занимался лишь для заработка.
Большое уважение к таланту Кипренского испытывали даже итальянцы: в 1820 году флорентийская галерея Уффици предложила Оресту Адамовичу написать автопортрет, который ныне там и хранится.
При всем том в Италии Кипренский приобрел и дурную славу.
Его недоброжелатели распространяли слухи о двух историях, омрачивших конец его пребывания в Риме.
Первая была связана с подозрениями в убийстве натурщицы.
«Однажды утром натурщицу нашли мертвой. Она умерла от ожогов. На ней лежал холст, облитый скипидаром и подожженный.
Через несколько дней в городской больнице «Санта-Спирито» умер от неизвестной болезни слуга Кипренского — молодой и дерзкий итальянец. Глухие слухи поползли по Риму. Кипренский утверждал, что натурщица убита слугой. Медлительная римская полиция начала расследование уже после смерти слуги и, конечно, ничего не установила.
Римские обыватели, а за ними и кое-кто из художников открыто говорили, что убил натурщицу не слуга, а Кипренский.
Рим отвернулся от художника. Когда он выходил на улицу, мальчишки швыряли в него камнями из-за оград и свистели, а соседи — ремесленники и торговцы — грозили убить.
Кипренский не выдержал травли и бежал из Рима в Париж.»
После Парижа был Мариенбад, где Кипренский общался с И. В. Гете и дважды написал его портрет.
Вторая — с позировавшей живописцу десятилетней Мариуччей (Анной-Марией Фалькуччи), к которой он необычайно привязался и о которой проявлял исключительную заботу. Это с нее написана картина «Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке (Мариучча)» (1819 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва).

Орест Адамович Кипренский
«Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке (Мариучча)»

Мать Мариуччи, особа корыстолюбивая и нечистоплотная, заметив такое отношение доверчивого иностранца к ее дочке, решила использовать его чувства в своих целях. Кипренскому приходилось ежемесячно выплачивать ей приличную сумму, чтобы оградить девочку от дурного влияния родительницы.

Возвращение Кипренского на родину

На родину живописец вернулся в 1823 году, дома его ждал очень холодный прием. Великие князья, прежде благоволившие Оресту Адамовичу, на сей раз не приняли его, петербургская знать тоже не спешила делать заказы бывшему любимцу. Даже академическое начальство отвернулось от опального мастера и отказалось присвоить ему звание профессора.
Прошло некоторое время, прежде чем публика снова начала воспринимать мастера благожелательно, а потом даже царская фамилия сменила гнев на милость и вновь начала прибегать к его услугам.
В те годы Кипренский впервые начал работать в жанре парадного портрета и создал множество работ, которые вошли в золотой фонд русской живописи. В их числе бесспорный шедевр — самый известный «Портрет А. С. Пушкина» (1827 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва).

Орест Адамович Кипренский
«Портрет А. С. Пушкина»

Изображение поэта Кипренскому заказал Антон Антонович Дельвиг.
Образ поэта кисти Кипренского наполнен внутренней силой, подчеркнутой энергичной «наполеоновской» позой со скрещенными руками на груди.
Через плечо эффектно перекинут шотландский плед с расцветкой, называющейся «экосез» (шотландская ткань в крупную клетку). Эта деталь усиливает возвышенное романтическое звучание всей композиции, вызывая ассоциации с поэзией Джорджа Байрона и героем его поэмы — Чайльд-Гарольдом.
Чтобы ввести в картину тему творчества, Дельвиг попросил мастера нарисовать бронзовую фигуру музы. В глубине портрета Кипренский изобразил подставку, а на ней статуэтку музы лирической поэзии Эрато, имевшей обычно в качестве атрибута (еще с античных времен) цитру или лиру.
Со временем портрет оказался у Пушкина и до роковой дуэли висел в его кабинете в доме на Мойке. После гибели Александра Сергеевича картина хранилась у В. А. Жуковского; впоследствии ее унаследовал старший сын поэта — Александр, а затем внук — Григорий Александрович, у которого в 1916 году полотно приобрел Совет Третьяковской галереи.

Вторая поездка Кипренского в Италию

В 1828 году Орест Адамович повторно выехал в Италию.
В Риме Кипренский первым делом ринулся искать Мариуччу, и старания его увенчались успехом. Он не только нашел девушку в одном из римских монастырей, но также сделал ей предложение и получил согласие, несмотря на большую разницу в возрасте.
Однако прежде, чем заключить брак, надо было заработать деньги на содержание семьи. С этой целью Кипренский отправился в Неаполь, где в то время проживала великая княгиня Елена Павловна, оказывавшая щедрую поддержку мастерам искусства. На эту поддержку рассчитывал и Орест Адамович.
Точно неизвестно, оправдались ли его надежды, но тем не менее в Неаполе Кипренский работал довольно интенсивно: помимо портретов он писал пейзажи с видами Неаполитанского залива и Везувия, создал историческую аллегорию «Тибуртинская сивилла, предсказавшая явление Мессии Августу».
Именно тогда художник написал ряд картин, в которых соединяются портрет и жанровая сцена. При этом рождались подлинные шедевры – такова «Ворожея со свечой» (1830 год , Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).

Орест Адамович Кипренский
«Ворожея со свечой»

Одно из самых значительных произведений второго итальянского периода Кипренского – «Портрет Б. Торвальдсена» (1833 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Знаменитый датский скульптор был крупным представителем позднего классицизма в Европе. Автор запечатлел величественного седого мэтра, мудрого и вдохновенного. Все внимание приковано к лицу модели, так акцентированному светом, что зритель завороженно в него вглядывается.

Орест Адамович Кипренский
«Портрет Б. Торвальдсена»

Однако успеха прежних лет Кипренскому повторить все же не удалось. У итальянской и русской публики появился новый кумир — Карл Брюллов, и, что бы ни делал Кипренский, его творения оставались теперь в тени достижений «божественного Карла».
Орест Адамович продолжал перебиваться случайными заработками и даже был вынужден обратиться к российскому императору Николаю I с просьбой-предложением выкупить его лучшие работы.
В поисках заказов приходилось колесить по всей Италии. В конце концов ему все же удалось заработать более или менее приличную сумму и жениться на обожаемой Мариучче. Брак был заключен втайне.
Более того, Кипренскому пришлось перейти в католичество.

Смерть Ореста Кипренского

Однако недолго художник наслаждался семейной жизнью. Уже через три месяца после женитьбы, 17 октября 1836 года, Орест Адамович скончался в Риме от воспаления лёгких.

Орест Адамович Кипренский
Место погребения Ореста Адамовича Кипренского в церкви Сант-Андреа-делле-Фратте, Рим

Он был погребён в церкви Сант Анреа Делле Фратте в Риме. Над надгробием стоит стела с надписью:
«В честь и в память Ореста Кипренского, самого знаменитого среди русских художников, профессора Императорской Петербургской академии художеств и члена Неаполитанской академии, поставили на свои средства, русские художники, архитекторы и скульпторы, сколько их было в Риме, оплакивая безвременно угасший светоч своего народа и столь добродетельную душу…».

Поделитесь с друзьями

Ваша оценка статьи:

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (4 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Источники информации

1. «Великие художники №65 - Кипренский»
2. сайт Википедия
3. Орест Кипренский. Переписка. Документы. Свидетельства современников.
4. Сарабьянов «Орест Адамович Кипренский»
5. «Произведения воспитанников императорской Академии художеств, удостоенных наград»


Похожие статьи

наверх