Мифология

Мифы и легенды мира

Тескатлипока

Тескатлипока
Украшенный человеческий череп, который, как считается, представляет собой мезоамериканского бога Тескатлипоку.

Тескатлипока (Тез-ка-тли-по-ка) или «Дымящееся зеркало» на языке науатль был одним из самых важных богов в постклассической мезоамериканской культуре и особенно важным для тольтеков и ацтеков, особенно в Тескоко. Он был невидимым и всемогущим богом-творцом, божеством-покровителем воинов, и, как вестник добра и зла, он был воплощением изменений через конфликт.Часто считающийся верховным богом ацтекского пантеона, он принимал изумительное множество имен и проявлений в зависимости от того, где и кем ему поклонялись. Тескатлипока был 10-м из 13 Владык Дня и ассоциировался с рогатой совой в месоамериканском календаре, в то время как его нагвалем или животным духом был ягуар.
Для Мексики он был связан с днем ​​1: Смерти и богу особенно поклонялись во время Токскатля, 6-го месяца 18-месячного солнечного года, с теми, кто действительно почитал бога, носящего эпитет титлакауан, что означает «мы его рабы». показательно, возможно, что, хорошо это или плохо, нельзя было избежать внимания и влияния Тескатлипоки.
Бог-творец
Мезоамериканское божество Тескатлипока считалось сыном изначального андрогинного бога Ометеотля. В мифологии ацтеков он был братом Кетцалькоатля, Уизилопочтли и Шипе-Тотека.
В сложном мезоамериканском и ацтекском мифе о сотворении мира Тескатлипока правил первым миром Солнца, но затем был свергнут Кецалькоатлем. Однако позже они сотрудничали, чтобы создать 5-е Солнце.
Превратившись в гигантских змей, два бога напали и расчленили монстра-рептилию женского пола, известную как Тлалткутли (или Чипактли), одна часть стала землей, а другая — небом. Деревья, растения и цветы выросли из волос и кожи мертвого существа, в то время как родники и пещеры были сделаны из ее глаз и носа, а долины и горы вышли из ее рта.

 

Многоликий Тескатлипока

 

Тескатлипока
Солнечный камень ацтеков (также известный как Камень календаря) представляет собой изображение пяти эпох солнца из мифологии ацтеков. Камень был частью архитектурного комплекса храма мэра Теночтитлана и датируется ок. 1427 г.
Базальтовый камень имеет диаметр 3,58 метра, толщину 98 сантиметров и весит 25 тонн.
Национальный музей антропологии, Мехико.

Разделяя черты с более ранним Богом классических майя, Тескатлипока часто считался единым верховным всемогущим богом в различных месоамериканских культурах, и все остальные боги могли рассматриваться как проявления этого единого великого существа. Он был известен как Черный Тескатлипока или «Дымящееся зеркало», бог дня и Тескоко. Зеркало может означать, что бог всевидящий или что он правит всей землей, иногда его называют дымящимся зеркалом.
Он также известен как Блю Тескатлипока, «колдун-колибри», бог Теночтитлана, где он был связан с солнцем и богом войны Уицилопочтли.
Он мог быть известен как Красный Тескатлипока, «Освежеванный» и связанный с богами Камастли и Шипе Тотек (бог тлашкальтекцев), или как Белый Тескатлипока, «Пернатый змей» или Кетцалькоатль, бог Чолулы.
Еще одним проявлением бога был Тепейолохтли, бог-ягуар, живший в центре земной горы.Вездесущий бог мог напрямую вмешиваться в дела людей, принося как счастье, так и горе. Тескатлипока мог иметь более зловещие коннотации, когда он был известен как повелитель теней или ночи, колдун черной магии и несущий зло, смерть и разрушение, как Чалчиутеколотль, «Драгоценная сова» или Чалчиухтотолин, «Драгоценная индейка».
Также связанный с конфликтом, он был известен как Яотл или «Враг» и покровительствовал воинам и их тренировочным лагерям (телпочкалли). Однако он не всегда защищал солдат, потому что иногда его можно было найти на перекрестке глубокой ночью, готовым бросить вызов любому ничего не подозревающему воину.В том же духе Тескатлипока мог представлять и другие неприятные элементы человеческого состояния: сильный холод, грех и страдания, когда он принял облик Ицтлаколиуки.
Наконец, в более положительной роли, когда он был Омакатлем, его считали покровителем аристократии и праздников. Однако, в соответствии со сложным характером конфликтующих противоположностей бога, в этой роли он мог одновременно представлять воров и злых колдунов.

 

Церемонии Тоскатля

 

Тескатлипока
Иллюстрация Тескатлипоки, одного из самых важных богов ацтекского пантеона. Кодекс Риос, XVI век.

В месяц Тоскатль, шестой (или пятый) месяц ацтекского солнечного года, Тескатлипоке поклонялись в особых церемониях. Как и в других религиозных обрядах ацтеков, важной частью церемонии было олицетворение бога, чаще всего военнопленным, как правило, самым красивым и смелым. На самом деле за год до этого пленника обучали священники, обращались с ним как с дворянином и даже дали четырем женщинам присматривать за ним. Сами эти женщины олицетворяли четырех богинь — Атлатонан, Уиштоциуатль, Шилонен и Шочикецаль.
Когда, наконец, наступил особый месяц, подражатель был красиво одет в костюм воина и на символическом свадебном празднике женился на четырех своих богинях. Удостоенный цветами и танцами бог-человек был перевезен в специальный храм, где его сразу же принесли в жертву и вырезали его сердце с помощью обсидианового ножа, чтобы почтить настоящего Тескатлипоку.

 

Мифические приключения Тескатлипока

 

Помимо Сотворения мира, Тескатлипока фигурирует во многих мифических историях, и одна из самых любопытных — появление первых собак.
Неприятности начались у пожилой четы Тата и Нене, переживших потоп, ранее уничтоживший 4-й мир. Наконец, достигнув земли, они причалили к берегу свою лодку из кипарисовых бревен и начали разводить костер, потирая палочки друг о друга.
Затем они решили приготовить рыбу, но дым от их костра мешал звездам, особенно Читлаллатонаку и Читлаликуэ. Эти боги громко пожаловались Тескатлипоке, который, возможно, несколько резко, отрубил паре головы и снова прикрепил их к их спинам. Таким образом, были созданы самые первые собаки.Другая история из мифологии ацтеков объясняет связь Тескатлипоки с музыкой. Однажды бог поручил черному богу ветра отправиться к солнцу и принести музыку. Бог ветра нуждался в помощи для такой опасной миссии, и поэтому он завербовал помощников Тескатлипоки — черепаху, русалку и кита — которых он собрал вместе для постройки моста, чтобы он мог пересечь океан.
Солнце увидело прибытие бога ветра и предупредило музыкантов, чтобы они не отвечали ни на какие требования ветра, иначе они будут отправлены обратно на землю вместе с ветром. Однако бог ветра запел в такой неудержимой манере, что один из музыкантов почувствовал себя обязанным ответить, и поэтому он был наказан солнцем и вынужден вернуться на землю, принеся с собой дар музыки.
Любовь бога к музыке также проявилась во время церемонии в Тоскатле, где подражатель Тескатлипоки ломал флейту на каждой ступени пирамиды, на которую он поднимался по пути к принесению в жертву.

 

Представления Тескатлипока в искусстве

 

Самые ранние определенные изображения бога в искусстве появляются в каменной скульптуре Чичен-Ицы в ранний постклассический период (900-1200 годы). Здесь у него может быть дымящееся зеркало на голове и змея вместо ноги, в то время как в более поздних изображениях бога у него вместо левой ноги полированное зеркало из черного обсидиана. Эта замена стопы является отсылкой к ране, которую он получил в своей знаменитой битве с Тлалтекутли во время Сотворения мира.
Он часто находится в компании бирюзовой змеи, нарисовав на лице желтые и черные полосы и нося костюм с изображением кукурузы (в связи с его ролью бога сухого сезона и войны) и черепами и костями (поскольку он бог подземного мира).
Иногда он носит четыре стрелы в правой руке, оружие, которое он использует для наказания правонарушителей. Бог мог быть изображен в разных цветах в зависимости от того, какую сторону света он представлял: черный для севера, синий для юга, красный для востока и белый для запада.Тескатлипоку часто изображают в бирюзовой маске с черной повязкой на глазу. Действительно, одним из самых известных арт-объектов бога является украшенный череп, который сейчас находится в Британском музее в Лондоне. Череп покрыт бирюзово-черной мозаикой из бурого угля с красной колючей раковиной устрицы в носовой полости. Полированный пирит, окруженный белой раковиной, создает глаза.
Внутренняя часть маски отделана оленьей шкурой, и тот же материал используется для двух ремней, прикрепленных к черепу. Этот поразительный предмет вполне может быть одним из подарков, которые король ацтеков Монтесума II преподнес Эрнандо Кортесу в 1519 году.

Поделитесь с друзьями

Ваша оценка статьи:

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Источники информации

1. Mark Cartwright «Tezcatlipoca»
2. Miller «The Art of Mesoamerica»
3. Coe «Mexico»
4. Jones «Mythology of Aztec & Maya»
5. Townsend «The Aztecs»


наверх