Мифология

Мифы и легенды мира

Шиутекутли

Шиутекутли
Бирюзовая мозаичная маска, изображающая Шиутекутли, ацтекского бога огня, 1400-1521 гг. Маска из кедрового дерева с перламутровыми глазами, зубами из раковины и один раз с позолотой на веках. (Британский музей, Лондон).

Шиутекутли, или «Бирюзовый владыка», был ацтекским богом огня и также тесно ассоциировался с молодыми воинами и правителями. Майя он был известен как Чак Сютэй.
Шиутекутли был покровителем дня Атль (вода) и периода трецены Коатль (Змея).
Он был 1-м ацтекским Повелителем Ночи и 1-м из Повелителей Дня.

Шиутекутли
Сидящая каменная фигура Шиутекутли, ацтекского бога огня, 1325-1521 годы.
Британский музей, Лондон.

Его нагвалем, или животным духом, был Шиукоатль, или Огненный Змей, и его особым числом было три, потому что в традиционных месоамериканских домах было три очага. В месоамериканской мифологии считалось, что основной элемент огня пронизывает всю вселенную, и везде, где есть огонь, так же есть и Шиутекутли.Имя бога происходит от слова науатль, обозначающего бирюзу xihuitl, что также означает «год», предполагая, что бог также представлял время.
Шиутекутли часто отождествляли или приравнивали к старшему богу огня Уэуэтеотлю (обычно изображаемому в резком контрасте с юным Шиутекутли в виде морщинистого старика без зубов), который сам был возможной реинкарнацией еще более древнего ольмекского бога.

Токсиухмолпилия

Шиутекутли
Бирюзовая мозаичная маска, изображающая Шиутекутли, ацтекского бога огня, 1400-1521 гг. Маска из кедрового дерева с перламутровыми глазами, зубами из раковины и один раз с позолотой на веках. (Британский музей, Лондон).

Одной из самых важных ролей Шиутекутли была роль наблюдателя за фестивалем Токсиухмолпилия или Церемонией Нового огня (также называемой Связыванием лет). Проводимый раз в 52 года по завершении одного полного цикла ацтекского календаря (xiuhmolpilli), основная функция фестиваля заключалась в том, чтобы обеспечить успешное обновление (или повторное появление) солнца.Во время праздника символически гасили все огни, от храмов до домашних очагов, омывали водой идолов, подметали улицы и выбрасывали старые кухонные принадлежности и очаговые камни.
Затем, на вершине горы Уишахтекатль (или Читлалтепек), недалеко от столицы ацтеков Теночтитлана, в полночь собрались жрецы в ожидании точного совпадения звезд. Только когда Тианкизтли (Плеяды) достигли зенита и звезда Йоуалтекутли ярко засияла в самом центре неба, Шиутекутли принесли жертву, вырезав сердце.
Затем внутри открытой грудной полости разжигали огонь, и если огонь успешно зажигался, то все было в порядке, и огонь брали, чтобы снова зажечь все городские огни. Если пламя не зажглось, считалось, что это сигнал о приходе ужасных монстров, Цицимиме, которые будут бродить во тьме, пожирая все человечество.

Представления в искусстве

Шиутекутли
Ацтекский бог Шиутекутли как один из девяти Повелителей Ночи на странице 14 Кодекса Борджиа с подношением в виде резинового мяча, пера кетцаля и связки палочек

Соответствуя своему имени Бирюзовый Лорд, бог очень часто изображался в мезоамериканском искусстве с использованием бирюзовой мозаики и в короне своего правителя (xiuhuitzolli), особенно в поздний постклассический период (с 1200 года).
Другими общими чертами являются xiuhtototl — птица бирюзового цвета — свисающая с его лба, огненный змей xiuhcoatl на спине и грудная клетка в форме бабочки, также бирюзового цвета. Эти элементы также часто встречались в изображениях воинов тольтеков, напоминая о тесной связи бога с этим классом.
Одним из самых знаменитых и ярких изображений бога является бирюзовая мозаичная маска XIV века с глазами из раковины, которая сейчас находится в Британском музее.

Поделитесь с друзьями

Ваша оценка статьи:

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Источники информации

1. Mark Cartwright «Xiuhtecuhtli»
2. Miller «The Art of Mesoamerica»
3. Coe «Mexico»
4. Jones «Mythology of Aztec & Maya»
5. Townsend «The Aztecs»


наверх