История

Мировая история в фактах

Кошки в средние века

Кошки в средние века
Рисунок тушью и пером, на котором изображен кот на дереве, которого преследуют мужчина и его собаки. Из рукописи конца XV века, сделанной в Германии (вероятно, в Трире).
Из коллекции музея Гетти.

В Средние века кошек обычно не одобряли, считая в лучшем случае полезными вредителями, а в худшем — агентами сатаны из-за средневековой церкви и ее ассоциации кошек со злом. Однако до повсеместного принятия христианства кошки считались ценными членами общества, и в некоторых культурах им даже поклонялись.
Жизнь кошки в средние века (476 – 1500 годы) значительно отличалась от жизни собаки, прежде всего из-за ее связи с колдовством, тьмой и дьяволом. В древнем мире кошка высоко ценилась в таких разных культурах, как Китай, Египет и Рим, но к XIII веку в Европе она утратила свой прежний статус, и ее обычно терпели из-за ее практического использования для сдерживания паразитов, но не для борьбы с вредителями.
Кошка потеряла свое прежнее положение благодаря усилиям средневековой церкви, которая поощряла ассоциацию кошки с дьяволами и тьмой в рамках своей давней программы демонизации языческих верований, ритуалов и ценностей. Ученый Десмонд Моррис (Desmond Morris) пишет:
«Религиозные фанатики часто используют хитрые приемы превращения чужих героев в злодеев для достижения своих собственных целей. Таким образом, древний рогатый бог, защищавший более ранние культуры, сначала превратился в злого Дьявола христианства, а почитаемое священное животное из семейства кошачьих древнего Египта стало кошкой злого колдуна средневековой Европы.
Многие вещи, считавшиеся святыми в прежней религиозной вере, автоматически были прокляты новой религией. Так началась самая темная глава в долгой связи кошки с человечеством. Веками она подвергалась гонениям, и жестокости, которым она подвергалась, были полностью поддержаны Церковью».
После того, как кошка стала ассоциироваться с сатаной, ее регулярно пытали и убивали либо для того, чтобы отогнать неудачу, либо в знак преданности Христу, либо как неотъемлемую часть ритуалов, связанных с айлуромантией (использование кошек для предсказания будущего).
Кошки были осуждены папами и уничтожены в целых деревнях, и они не восстановили даже половину своего прежнего статуса до эпохи Просвещения в XVIII веке. В викторианскую эпоху XIX века статус кошки полностью восстановился.

Кошки в древнем мире

Роль кошки в Древнем Египте хорошо известна. Кошки ценились так высоко, что, по свидетельству Геродота, когда загорался египетский дом, люди сначала заботились о спасении своих кошек и только потом тушили огонь. Когда умирала домашняя кошка, жители дома соблюдали те же траурные ритуалы, что и в отношении члена семьи человека, и кошек обычно мумифицировали в тончайшем льняном полотне.

Кошки в средние века
Джон Рейнхард Вегелин, 1886. Холст, масло.
Выставлена в Художественной галерее Окленда.
Жрица предлагает дары еды и молока духу кошки. На алтаре стоит мумия усопшего, а гробница украшена фресками, вазами с живыми цветами, цветами лотоса и статуэтками. Жрица становится на колени, направляя дым благовоний к алтарю. На заднем плане статуя Сехмет или Бастет охраняет вход в гробницу.

Кошка в Древнем Египте была тесно связана с богиней Бастет, которая руководила очагом, домом, женщинами и женскими секретами. Бастет была одним из самых популярных божеств Египта, потому что она обещала мир и процветание своим приверженцам обоих полов. У каждого мужчины была мать или сестра, жена или дочь, о которых они заботились и хотели, чтобы они были в безопасности, а также желали спокойного и процветающего дома, и это было то, что давала Бастет. Каждый год тысячи египтян приезжали в священный город Бубастис на ее праздник.
Бастет и ее кошки ценились так высоко, что в 525 г. до н. э. египетская армия в Пелусии сдалась персам, которые нарисовали изображение Бастет на своих щитах и выгуливали кошек и других животных перед стенами города. Египтяне считали, что лучше сдаться, чем причинить вред кошкам.

Кошки в средние века
Рисунок тушью кошки и мыши на известняке 19-20 династий. Кот одет как священник и преподносит подношения мыши, что, вероятно, было сатирой или иллюстрацией к истории.
1295-1075 гг. до н.э., из района Фив, Египет. В настоящее время находится в коллекции Бруклинского музея в Нью-Йорке.

В Греции и Риме кошка никогда не достигала такого же божественного статуса, однако она тоже ценилась. Греки признавали ценность кошек в борьбе с вредителями и также держали их в качестве домашних животных, в то время как римляне, которые предпочитали использовать ласок, чтобы избавиться от мышей и крыс, сосредоточили свои усилия на том, чтобы побаловать своих кошачьих друзей.
Кошки наслаждались жизнью в Древнем Риме почти так же, как и в Египте, о чем свидетельствуют латинские авторы и римские могилы, изображающие убитых горем владельцев кошек.
Египтяне запретили вывоз кошек — наказанием за вывоз кошки из страны была смерть — и создали в своих портах оперативную группу, которая обыскивала загружающиеся корабли, чтобы убедиться, что ни одна кошка не была пронесена на борт контрабандным путем. Тем не менее, экипажи и капитаны, возможно, нашли способ обойти этот закон, поскольку кошка была завезена из Египта в Грецию, Рим и Северную Европу. Моряками, скорее всего, осуществившими это были финикийцы, искусные мореплаватели и наиболее важные торговцы древнего мира, которые, вполне возможно, также распространили связь кошек с колдовством и подземным миром.

Кошки, женщины и евреи

Финикийцы, путешествуя из страны в страну, перевозили мифы и легенды культуры вместе со своими товарами. Греческая богиня Геката (и ее римский аналог Тривия) руководила смертью, тьмой, магией/колдовством и призраками. Геката была тесно связана с собаками, которые, согласно легенде, могли услышать ее приближение и завыть. Говорят, что собака, которая, казалось, лаяла в никуда, на самом деле предупреждала семью о Гекате и ее призраках у двери.
Один очень популярный миф связывал Гекату с кошками, и это был рассказ о великом греческом герое Геракле (римском Геркулесе). Геракл был зачат, когда бог Зевс соблазнил смертную царевну Алкмену. Гера, ревнивая жена Зевса, пытается убить Алкмену, но женщина по имени Галинтий, служанка Алкмены, мешает плану Геры и спасает царевну и будущего героя. В ярости Гера наказывает Галинтию, превращая ее в кошку и отправляя в подземный мир служить Гекате.
Миф о Геракле был одним из самых популярных в древности и получил большую поддержку от латинского писателя Антонина Либералиса (II век н.э.) в его «Метаморфозах» — пересказе старых легенд и сказок, который оставался бестселлером в XVI веке. Хотя большинство населения средневековой Европы было неграмотным, это не мешало распространению мифов и легенд, поскольку истории обычно передавались устно.
Плохой репутации кошки также способствовала ее ассоциация с женским началом, перенесенная из Египта. До популяризации культа Девы Марии в Средневековье (1000 -1300 годы), в сочетании с французской романтической традицией куртуазной любви, которая возвышала статус женщины, женщины были тесно связаны с Евой и грехопадением человека в саду Эдем. Женщины считались врожденно грешными, похотливыми и ответственными за первое падение мужчины, а также за все трудности, которые приходилось преодолевать каждому отдельному мужчине после Адама.
Мифология Библии, воспринимаемая как божественная истина, также поносила евреев как христоубийц, и на протяжении всего Средневековья в Европе евреи также были связаны с кошкой. Утверждалось, что евреи поклонялись кошке, могли превращаться в кошек, чтобы пробираться в христианские дома, чтобы творить озорство или колдовать, а также считалось, что они распинали кошек как насмешку над смертью Христа на кресте.
Таким образом, для патриархальной культуры Средневековья кошка была самым отвратительным существом, которое ходит по земле.

Кошки как прорицатели и указ Папы

Однако в то же время средневековые христиане считали кошку полезной для борьбы с вредителями и как средство для сверхъестественного понимания. Было замечено, что крысы, мыши и другие вредители хорошо контролируются парой кошек в доме. Торговцы и экипажи кораблей считали их полезными для защиты партий зерна или других грузов при транспортировке или хранении.
Практика айлуромантии, с помощью которой можно было предсказывать будущее, наблюдая за движениями кошки, также сделала кошку более ценной. По большей части айлуромантия заключалась только в наблюдении за кошкой, чье поведение, как считалось, могло предсказать погоду, неожиданного гостя и другие подобные вещи. Однако айлуромантия приняла явно неприятный оборот в ритуале, известном как тагирм, который практиковался в Шотландии на протяжении всего средневековья и вплоть до XVI века.
В процессе этого ритуала человек брал кошку и зажаривал ее живьем на открытом огне, переворачивая на вертеле. Кошка кричала в агонии, и это вызывало дьявола, который должен был защитить ее. Дьявол умолял человека положить конец страданиям кошки, но человек держался до тех пор, пока дьявол не обещал выполнить определенную просьбу — часто какое-то предсказание будущего, — после чего кошка избавлялась от страданий.

Кошки в средние века
На рисунке пером и тушью изображен кот в епископской митре и с посохом в руках. Из рукописи конца XV века, сделанной в Германии (вероятно, в Трире).
Из коллекции музея Гетти.

Кошка была дополнительно связана с демоническими силами через работу писателя Уолтера Мэпа (1140 — 1210 годы), который утверждал, что религиозное движение патаринов (искавших реформ в католической церкви), которых он тесно связывал с еретической сектой катаров, поклонялось кошке в своих темных обрядах. Мэпа сообщает, как те христиане, которые впали в грех и ошибку, присоединившись к патаринам, но позже вернулись к истинной вере, рассказали о регулярно соблюдаемом ритуале:
«В первую стражу ночи, с закрытыми дверями, входами и окнами, семьи молча сидят, каждая в своей «синагоге», и ждут. И посреди них появляется, вися на веревке, огромный черный кот. Как только они видят эту кошку, выключают свет. Они не поют и не декламируют гимны обычным образом, но бормочут их с закрытыми зубами и ощупывают во мраке то место, где видели своего господина, и, найдя его, целуют его, смиренно полагаясь на свое безумие, кто на лапах, кто под хвостом, кто на половых органах. (De Nugis Curialum, I.30)».
История Мэпа — нигде больше не подтвержденная и, возможно, на самом деле сатирическая — стала настолько широко распространена и часто повторялась, что, кажется, повлияла на папскую буллу, осуждающую кошек.
Папа Григорий IX (1227 – 1241 годы) в ответ на растущие сообщения о ересях по всей Европе послал инквизитора Конрада фон Марбурга (1180 — 1233 года) в Германию, чтобы искоренить еретиков любыми средствами, которые он считал необходимыми. Конрад отправил папе отчет о проведенных обрядах, который звучит очень похоже на более ранний отчет Мэпа о кошачьем ритуале, только с добавлением к службе лягушки. Папа Григорий IX в ответ издал в 1233 году буллу Vox in Rama, в которой кошек, особенно черных, осуждали как зло в союзе с сатаной.
Конрад фон Марбург преднамеренно обвинил немецкого дворянина Генриха III, графа Сейна (умер около 1246 г.) в участии в этих ритуалах, однако Генрих смог очистить свое имя перед трибуналом и сохранить свое положение. Вскоре после этого Конрад был «загадочно» убит.
Отчет, который Конрад дал папе Григорию IX, не мог быть подтвержден никаким другим инквизитором или кем-либо еще, но концепция кошки как демона еще больше укоренилась в общественном сознании после 1233 года.
Не имело значения, сколько людей могли прочитать буллу папы Григория IX  Vox in Rama, важна была позиция Церкви в отношении кошек, которую люди могли усвоить через воскресные проповеди и простые беседы. Поэтому содержание буллы Папы Григория IX привлекло внимание общественности, это стало плохой новостью для кошек и тех, кто о них заботился. Пожилые женщины, которые держали кошек, были особенно уязвимы для обвинений в колдовстве. Как отмечает ученая Вирджиния С. Холмгрен (Virginia C. Holmgren):
«Старая женщина, живущая одна, у которой не было родственников, которые могли бы помочь, часто лелеяла кошку как дорогого друга и единственного компаньона. Кошка и старуха всегда были вместе, кошка забавлялась во время любой работы старухи, особенно во время подметания двора хилой метлой. Любой сельский житель, прячущийся в кустах в поисках доказательств колдовства, мог увидеть, как кошка набрасывается на связку веток, чтобы прокатиться по ухабистой земле.
В этот самый момент в соседнем замке другая любимая кошка могла бы так же игриво кататься на шелковом шлейфе своей дамы, когда она переходила от окна к зеркалу, а окружающие ласково улыбались. Но на лицах этих шпионящих жителей деревни были улыбки, когда они мчались домой, чтобы сообщить о доказательствах колдовства в действии».

Кошки в средние века
Иллюстрация из позднесредневекового манускрипта, сделанного в Бретани, Франция, ок. 1430 — 1440 гг. На картине изображены охотники и их собаки, нападающие на раненую дикую кошку, которая цепляется за дерево.
Из коллекции музея Гетти.

Наблюдения Холмгрен за дамой и кошкой в ​​ее замке точны, о чем свидетельствуют записи леди Элеоноры Монфорской (также известной как Элеонора Английская, 1215 — 1275 годы), которая держала кошку для борьбы с вредителями, но также, похоже, заботилась о ней, как о домашнем животном. Леди Элеоноре, достаточно могущественной, чтобы контролировать, поддерживать и, наконец, вести переговоры о сдаче Дуврского замка, нечего было бояться обвинений в колдовстве, но этого нельзя было сказать о женщинах с более скромным достатком в деревнях и городах.
Из всех обвиняемых в колдовстве в Европе в средние века 80% составляли женщины и обвинение почти всегда заканчивалось смертью женщины. Хотя самым популярным изображением является сжигание на костре предполагаемой ведьмы, гораздо чаще осужденную связывали в мешке с ее кошкой и бросали обоих в реку.

Возвращение кошек

Во вспышке бубонной чумы в 1348 году часто обвиняют широкомасштабную резню кошек после буллы папы Григория IX  Vox in Rama, однако эта теория несостоятельна, поскольку это было лишь одним случаем чумы среди многих; чума убивала европейцев задолго до 1233 года. Тем не менее, нет оснований утверждать, что уменьшение популяции кошек до и после папской буллы привело к увеличению количества мышей и крыс, и было установлено, что существовало такое уменьшение до 1348 года.
Люди средневековья не знали, что чума вызывается бактерией Yersinia pestis (это оставалось неизвестным до 1894 г.), и принимали мнение церкви, что она послана Богом в наказание за грех. Кошек продолжали поносить и убивать, потому что люди продолжали смотреть на них через призму Церкви как на злых и бесполезных животных.

Кошки в средние века
Иллюстрация людоеда, стандартного персонажа средневекового фольклора (из «Книги сказок Европы» Джозефа Джейкобса и Джона Диксона Баттена, 1916 г.)

Десмонд Моррис ссылается на непрекращающееся преследование кошек в Средние века и в эпоху Возрождения, отмечая, что «еще в 1658 году Эдвард Топсел в своем серьезном труде по естественной истории [писал] «фамильяры ведьм чаще всего появляются в форме котов, что является аргументом в пользу того, что этот зверь опасен для души и тела».
Кошку продолжали видеть таким образом до эпохи Просвещения в XVIII веке. Протестантская Реформация (1517 – 1648 годы) разрушила власть церкви над жизнями людей и предоставила большую свободу мысли. Хотя, как всегда, были такие люди, как Эдвард Топсел, которые цеплялись за прежние убеждения, теперь люди могли ставить под сомнение взгляды церкви на жизнь в целом и кошек в частности. Дух эпохи Просвещения побуждал людей держать кошек в качестве домашних животных просто ради радости общения, и эта тенденция стала более распространенной в викторианскую эпоху (1837 – 1901 годы), когда королева Виктория вернула кошке тот статус, которым она пользовалась в Древнем Египте.
Когда в 1822 году был расшифрован Розеттский камень, была открыта миру египетская культура. Раньше считалось, что иероглифы — это какое-то таинственное украшение, но как только они стали языком, египетская цивилизация привлекла внимание всего мира. Истории о фантастических находках в древних гробницах попали в заголовки газет в Англии и во всем мире, и в некоторых из них упоминалась Бастет и любовь египтян к кошкам.
Интерес Виктории к Египту привел к тому, что она приобрела двух голубых персов, и она заслужила репутацию заводчика выставочных кошек. Поскольку Виктория была популярным монархом, пресса сообщала о ее интересах, и эти интересы стали разделять другие, которые теперь хотели завести собственных кошек.
Усилия Виктории способствовали возвращению кошке своего древнего места в человеческом обществе. Ее любовь к кошкам была отмечена в Америке популярным периодическим изданием Godey’s Lady’s Book, издававшимся Луи А. Годи из Филадельфии в период с 1830 по 1878 год. В 1836 году писательница Сара Джозефа Хейл (Sarah Josepha Hale) присоединилась к редакции Godey и начала писать статьи, восхваляющие достоинства кошек и радость обладания ими.
К концу XIX века средневековая концепция кошки как инструмента Сатаны была утрачена.

Поделитесь с друзьями

Ваша оценка статьи:

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Источники информации

1. Joshua J. Mark «Cats in the Middle Ages»
2. Morris «Catlore»
3. Bunson «Encyclopedia of Ancient Egypt»
4. Adkins L., Adkins R. «Handbook to Life in Ancient Rome»
5. Strassler «The Landmark Herodotus»
6. Walter Map «Walter Map's Works»
7. Wise Bauer «The History of the Medieval World»

наверх