Мифология

Мифы и легенды мира

Аманодзяку

Аманодзяку.
Аманодзяку.
Рисунок Gitoku

Аманодзяку (Amanojaku, Ама-но дзаку, Аманоджаку, あまのじゃく, 天邪鬼​​‌‌‌‌) — в японской мифологии, маленький, но чрезвычайно зловредный демон-о́ни.
Аманодзяку (буквально «злые духи с небес», «небесный столп») — злобные чудовища, известные еще в дописьменный период Японии. Их описывали как злых божеств-ками, мелких о́ни или ёкаев, что наносят вред и совершают злые дела. В частности, они известны тем, что провоцируют в людях злые, греховные желания, похороненные глубоко в сердце. Они оскверняют души везде, где бы ни находились.​‌‌​‌‌​ ​‌​‌‌‌‌ ​​​‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌​​​ ​​​‌‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌​‌​ ​​​‌‌‌ ​‌​​​‌

Аманодзяку
Аманодзяку, поддерживающий крышу

Вера в аманодзяку  появилась еще до принятия буддизма, однако его охотно включили в систему буддийских верований. Здесь аманодзяку стал олицетворять понятие клеша, то есть помрачение разума желаниями и эмоциями, которые мешают видеть мир таким, какой он есть в действительности. В частности, Четыре Небесных Царя (японское: Си-тэнно; санскрит: Локапала, Дэвараджа), изображаются на спинах демонов — эти раздавленные демоны, как говорят, и есть аманодзяку.
Доспехи божества Бисямонтэна украшены демоническими ликами, которые также считаются аманодзяку. ​‌‌​‌‌
Считается, что образ аманодзяку связан с мифологической традицией Рюкю — группы островов в Восточно-Китайском море, принадлежащих Японии и расположенных к юго-западу от неё. И хотя истинное происхождение аманодзяку является загадкой, вероятно, они появились из древних преданий о злых божествах синтоизма. По одной такой легенде, некогда аманодзяку поддерживали небесный свод и потому искривились.

Аманодзяку
Аманодзяку, попираемые Четырьмя Небесными Царями.
Буддийские статуи

Аманодзако, Амэ-но Сагумэ, Амэ-но Вака Хико — их всех объединяет свойственный аманодзяку характер, подрывающий основы всего. Широко распространено мнение, что аманодзяку произошли от кого-то из этих богов, а возможно — от всех сразу. Однако чаще всего прародительницей аманодзяку считают Амэ-но Сагумэ, которая умела предсказывать будущее или читать мысли. Понимая людские думы, она знала наперед, что они сделают, и устраивала различные проказы. Говорят, со временем богиня совсем опустилась, превратившись в маленького злобного демона.​‌‌​‌‌​ ​‌​‌‌‌‌ ​​​‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌​​​ ​​​‌‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌​‌​​​​
Самый известный рассказ об аманодзяку  — история Урико-химэ. ​‌‌​‌‌​ ​‌​‌‌‌‌ ​​​‌​‌
Однажды бездетная пожилая пара нашла в разрезанной дыне маленькую девочку. Они взяли ее в дом и воспитали как собственную дочь, назвав Урико-химэ или принцесса Дынька.
Урико-химэ выросла в прелестную юную девушку, и в один прекрасный день на ней захотели жениться. Радостные родители отправились в город, чтобы купить приданое и подготовиться к свадьбе. Перед отъездом они предостерегли ее никому не открывать двери, что бы ни случилось!​‌‌​‌‌​ ​‌​‌‌‌‌ ​​​‌​Вскоре Урико-химэ услышала стук в дверь:
«Урико-химэ, пожалуйста, впусти меня!»
Девушка отказалась открыть дверь. Голос ответил:
«Если не хочешь открывать дверь, то, по крайней мере, приоткрой окошко хоть чуть-чуть…» ​‌‌​‌‌​ ​‌​‌‌‌‌ ​​​‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌​​​ ​​​Нехотя, Урико-химэ приоткрыла раму. Как только она это сделала, в щель проскользнул длинный когтистый палец и распахнул окно. Это был аманодзяку!

Аманодзяку
Аманодзяку.
Иллюстрация Мэтью Мэйера

Демон бросился на девушку, разрывая на ней одежды. Урико-химэ, борясь за свою жизнь, кусалась и пиналась, но силы были неравными. Аманодзяку с треском сломал ей шею.​‌‌​‌‌​ ​‌​‌‌‌‌
Однако на этом он не остановился. Демон содрал с Урико-химэ кожу и натянул на себя, затем одел одежды и принял облик девушки. Когда родители вернулись, аманодзяку одурачил их, и они не догадались, что дочь мертва. ​‌‌​‌‌​ ​‌​‌‌‌‌ ​​​‌​
Наконец настал день свадьбы.
Пожилая пара повела замаскированного аманодзяку к его будущему мужу. Однако ворона, сидящая на соседнем дереве, каркнула, что их дочь не то, кем кажется. Тогда они схватили «невесту» и повалили, крепко прижав к земле. Родители мыли ее до тех пор, пока содранная кожа не отвалилась и не показался аманодзяку.

аманодзяку
Три аманодзяку, поддерживающие емкость.
Скульптурное изображение

Демон бросился бежать, спасая свою жизнь, но старики побежали за ним. К преследованию присоединялось все больше и больше людей, пока целая толпа селян не погнала демона через деревню. Наконец, они догнали аманодзяку и принялись бить инструментами, палками и камнями. В конце концов, демон превратился в кровавое месиво и умер.
​‌‌​‌‌Считается, что кровь убитого крестьянами аманодзяку впиталась в землю и окрасила семена гречихи в красноватый цвет. А на могиле Урико-химэ вырос дынный росток, что, вероятно, символизирует перерождение временно поверженного добра.​‌‌​‌‌​ ​‌​‌‌‌‌ ​​​‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌​​​

Аманодзяку
Аманодзяку.
Рисунок Сёта Котакэ

Существует и детская адаптация этой истории , где аманодзяку не убивает девушку, а похищает и привязывает к дереву, сам принимая ее облик. В итоге, обман раскрывается из-за глупости демона, его разрубают на две части и бросают голову — на поле гречихи, а ноги — в заросли мисканта. Поэтому семена гречихи и корни мисканта красные.
В еще одной версии аманодзяку попросту убегает прочь, когда его выводят на чистую воду.​‌‌​‌‌​

Поделитесь с друзьями

Ваша оценка статьи:

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Источники информации

1. Легенды и сказки Древней Японии»
2. Matthew Meyer «The Hour of Meeting Evil Spirits»
3. «Японские народные сказки»




наверх