Непознанное

Аномальное в нашей жизни

Абердинские ведьмы

Абердинские ведьмы
Гравюра на дереве из Ньюса из Шотландии (1591 г.), изображающая дьявола с Агнес Сэмпсон, одной из ведьм.

После опубликования в 1597 году «Демонологии» короля Якова I по графству Абердин прокатилась волна безумной охоты на ведьм, в результате которой были сожжены двадцать четыре человека. Осужденным предъявлялся полный набор обвинений в колдовстве:
— пляски с дьяволом вокруг городского креста,
— применение лигатур для совращения мужей,
— сквашивание молока,
— очаровывание животных,
— насылание приворотных чар с помощью гнутых пенсов, завернутых в тряпку с куском красного воска.
Одну из приговоренных, старуху Джанет Уишерт, ставшуя известной как Великая ведьма Шотландии, обвинили в наведении порчи или наговоре на Александра Томпсона, из-за чего он заболел перемежающейся лихорадкой. Подобным же образом она околдовала Эндрю Вебстера, умершего в результате этого.
От ее дурного глаза умерли и многие другие.
Она вызывала бури, разбрасывая горящие угли, насылала котов, вызывающих дурные сны, расчленяла тело повешенного.
В ходе последующего расследования против Уишарт было выдвинуто 31 обвинение за 24-летний период. Она предстала перед судом вместе со своим мужем Джоном Лейисом, сыном Томасом Лейисом и тремя дочерьми Элспет, Вайолет и Джонет.
Уишарт была приговорена к смертной казни через сожжение на костре в Меркат-Кросс в Абердине. Это было необычно для того времени, поскольку в большинстве случаев обвиняемых ведьм в Шотландии душили перед сожжением, поэтому обращение с ней было бесчеловечным.
Ее сожгли вместе с другой ведьмой, причем «торф, бочки с дегтем, уголь» и услуги палача стоили 11 фунтов и 10 шиллингов.
Ее муж Джон и три дочери были признаны невиновными в колдовстве, но им запретили въезд в город из-за их связи с Джанет Уишарт.
Сын Джанет Томас, назвавший имена других ведьм, также впоследствии был сожжен заживо.
Среди прочих обвиняемых были и те, кого уличила одна из приговоренных ведьм, которая ради продления собственной жизни помогала судьям искать новые жертвы. Она поклялась, что была на большом сборище в Этхолле, где видела более двух тысяч ведьм.
«Она знала их всех достаточно хорошо и видела, какую отметку дьявол сделал каждой из них. Многие из уличенных подверглись пытке «плаванием»: им связывали вместе большие пальцы на руках и на ногах, и, брошенные в таком положении в воду, они всегда всплывали».
Сообщалось, что обвиняемые женщины «часто были бедными пожилыми женщинами из общины, «чья бедность, кислый характер или необычные привычки делали их объектом неприязни или страха для своих соседей».
Еще одной обвиненной в ведьмовстве была шотландская акушерка и известная жертва Великой шотландской охоты на ведьм 1597 года Маргарет Бэйн, также известная как Клерк (1542 — 25 марта 1597 года).
Она вместе со своим мужем жила в Кинкардин-О’Нил, Абердин, Шотландия. У них было двое детей, сын Дункан Гардин и дочь Хелен Роги. Оба ребенка жили в Абердине вместе со своими родителями.
Бэйн сделала карьеру акушерки и пользовалась большим уважением за свои навыки. У нее была клиентура, простирающаяся от крестьян до представителей дворянства.
Ее обвинили в колдовстве в 1567 году, но ей удалось избежать суда до 1597 года. В том же году она была казнена.
Первоначально ее обвинили в колдовстве в 1567 году из-за связи с Джонет Спалдардж, ее сестрой. Она избегала суда до Великой шотландской охоты на ведьм в 1597 году. В 1596 году ее снова обвинили, но оправдали.
В 1597 году восемь женщин, обвиненных в колдовстве, признали ее своей сообщницей. Все эти женщины жили и работали вместе, поэтому во время суда они нередко узнавали друг друга. Бэйн было предъявлено несколько обвинений, включая связь с осужденной ведьмой, ее сестрой Джонет Спалдардж и ее обширные познания в акушерстве.
Ее также обвинили:
— в убийстве своего бывшего супруга,
— в том, что она не ответила на приветствие мужчине, который умер позже в тот же день,
— в том, что она была свидетелем проведения магических ритуалов у озера,
— в том, что она предсказала пол ребенка еще до его рождения.
Перед смертью Бэйн, похоже, дала показания на нескольких женщин: Кристиану Аркли, Джонату Дэвидсона, Джонату Лукаса, Марграту Ога, Иссобелл Ойге, Иссобелл Ричи, Беатрикс Робби и свою собственную дочь Элен Роги. Из обвиняемых Кристиана Аркли была единственной, кого не признали виновной и не казнили.
Иссобелл Ричи, одна из обвиняемых ведьм, которых опознала Бэйн, утверждала, что ходила на встречи с дьяволом вместе с Бэйн. Бэйн никогда не подтверждала эти обвинения, но она призналась в совершении вредоносных заклинаний со злыми намерениями с Иссобелл Ричи.
Бэйн призналась, что ее сестра Джонет научила ее магии и сделала последовательницей Дьявола. Она утверждала, что они даже видели в своем видении обезглавленного человека.
В третий раз ее обвинили 25 марта 1597 года, и этот суд, в конечном итоге, приговорил ее к смерти. Несмотря на то, что ее защищали влиятельные связи, такие как леди Росс из Олоссана, которая подкупила клерков, чтобы скрыть предыдущее обвинение, она предстала перед судом, была признана виновной и казнена через сожжение в Абердине в марте 1597 года.
После казни Бэйн в марте Великая шотландская охота на ведьм 1597 года продолжалась еще несколько месяцев. Охота завершилась к октябрю следующего года, и к концу года было казнено около 200 женщин. Маргарет Бэйн была одной из первых, кого казнили в этой Охоте. Из многочисленных охот на ведьм, произошедших в Шотландии, эта охота была наименее задокументирована.
Суд справедливости, который председательствовал на этих женских судебных процессах, состоял из проректора Абердина, четырех судебных приставов и присяжных.
Суды проходили в городском Толбуте.
Городской палач получал установленную плату в размере 1-6 шиллингов 8 пенсов, и за это можно было убить четырех ведьм за один день.
Крис Кроли, историк из Абердинского университета, заявил, что Великую охоту на ведьм в Абердине в 1597 году следует рассматривать как всего лишь один из этапов волны преследований ведьм по всей Шотландии, вызванной законами о колдовстве короля Якова VI. Тем не менее, утверждать, что «в Абердине сожгли больше ведьм, чем где-либо еще — возможно, это не совсем точно, но что абсолютно точно, так это то, что в Абердине лучшие гражданские записи о сожжении ведьм в Шотландии, и поэтому так может показаться».
Продолжая исследовать этот период, профессор Билл Нэфи из Абердинского университета обнаружил, что паника началась в Дайсе, недалеко от Абердина, а затем распространилась на приход Даннотар, а затем и на сам город Абердин. Оттуда паника распространилась на Лумфанан и, наконец, добралась до Банфа.
Сами казни происходили в районе Гэллоугейт в Абердине и, по словам Нэфи, были «впечатляющими событиями», когда приговоренных привязывали к столбу, душили и сжигали заживо на глазах у больших толп зрителей.

Поделитесь с друзьями

Ваша оценка статьи:

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Источники информации

1. Роббинс «Энциклопедия колдовства и демонологии»
2. «Survey Database, Survey of Scottish Witchcraft, Scottish History, School of History and Classics, The University of Edinburgh, Scotland»
3. «Margerat Bane». Survey of Scottish Witchcraft Database
4. Goodare, Yeoman, Martin, Miller «Survey of Scottish Witchcraft - Introduction to Scottish Witchcraft»
5. Goodare, Yeoman, Martin, Miller «Survey Database, Survey of Scottish Witchcraft, Scottish History, School of History and Classics, The University of Edinburgh, Scotland»
6. Archibald «Witch Trials In Aberdeen – Megan Bellatrix Archibald»
7. Goodare «The Aberdeenshire Witchcraft Panic of 1597»

наверх