История

Мировая история в фактах

Убийство царевича Дмитрия

Смерть царевича Дмитрия Угличского

Убийство царевича Дмитрия
Царевич Дмитрий Иванович (Димитрий Иоаннович, 19 [29] октября 1582 года, Москва — 15 [25] мая 1591 года, Углич) — князь углицкий, младший сын Ивана Грозного от Марии Фёдоровны Нагой, младший брат царя Фёдора.
Памятник царевичу Дмитрию в Угличском Кремле.
Установлен в мае 2015 года. Работа скульптора Рукавшникова по мотивам картины Нестерова 1899 г.

Царевич Дмитрий, сын царя Ивана IV Грозного, умершего за 7 лет до этого события, погиб в 1591 году в городе Углич при очень непонятных обстоятельствах.
По официальной версии 15 (25) мая 1591 года царевич играл «в тычку» — игру, в ходе которой на земле проводится черта, через которую бросают нож, стараясь, чтобы он воткнулся в землю как можно дальше. Компанию ему составляли маленькие Петруша Колобов и Важен Тучков — сыновья постельницы и кормилицы, состоявших при особе царицы, а также Иван Красенский и Гриша Козловский.
Во время игры у Дмитрия начался приступ эпилепсии (как говорили в то время — «черной немочи»), и во время судорог он случайно ударил себя бывшим у него в руке заострённым четырёхгранным гвоздем —  «сваей» в горло.
Однако, это невозможно в свете современных представлений об эпилепсии, так как в самом начале эпилептического припадка человек теряет сознание и удержать какие-либо предметы в руках не в состоянии. Скорее всего, что из-за боязни, как бы царевич не поранился лежащей под ним на земле «сваей», её попробовали вытащить из-под царевича и невзначай при этом его смертельно ранили в шею или, вероятно, из-за этой неловкой попытки царевич, в тот момент «бьющийся в судорогах», сам натолкнулся на «сваю».
Эта смерть положила начало политическому кризису — Смутному времени, который продолжался 22 года .
После этого, якобы, начались стихийные беспорядки, в ходе которых был убит дьяк Михаил Ботяговский и еще с десяток человек, как тех, кто служил при дворе матери царевича Марии Нагой, так и совсем посторонних.

 

Убийство царевича Дмитрия
Икона «Царевич Димитрий Угличский в житие». ГИМ, XVII век Слева: 1. Царевича выводят из дворца 2. Убиение царевича, кормилица пытается спасти Димитрия 3. Битяговские на лошадях пытаются бежать из Углича. Справа: 1. Пономарь бьёт в колокол. Битяговские пытаются выбить дверь в колокольне 2. Жители Углича побивают камнями убийц Димитрия 3. Град Углич

Расследование смерти царевича Дмитрия

Специальная правительственная комиссия во главе с князем Василием Шуйским отправилась из Москвы в Углич. Проведя расследование, Шуйский сообщил Боярской думе

Мария Фёдоровна Нагая
Мария Фёдоровна Нагая (в иночестве Марфа; 8 февраля 1553 года – 1608 год, Москва) — царица, последняя (седьмая) жена Ивана IV Грозного, мать царевича Дмитрия Углицкого, во время правления царя Димитрия (Лжедмитрия I) — «царица-мать».
«Царь Борис и царица Марфа», этюд Н. Ге, 1874 год

и патриарху Иову, будто из-за того, что царевич страдал падучей болезнью, он упал и напоролся на ножик, а массовое кровопролитие в Угличе было организовано нетрезвым  Михаилом Нагим, братом Марии — родным дядей царевича.
Поверив Шуйскому, Дума и патриарх, велели Марию Нагую сослать в дальний монастырь близ Выксы, прочих Нагих заключить в темницы, 200 граждан Углича казнить, а всех прочих сослать в Сибирь. Справедливости ради необходимо сказать, что некоторых жителей оставили, однако им были отрезаны языки, чтобы не плели лишнего.
Тем не менее, в народе распространялось суждение, что убийство царевича Дмитрия было содеяно по приказу царского шурина Бориса Годунова, желавшего стать во главе страны после смерти бездетного царя Федора Ивановича и опасавшегося соперничества со стороны подрастающего царевича.
Этой версии держался и историк H. М. Карамзин. В драме А. С. Пушкина «Борис Годунов» об этом открыто сообщает один из персонажей — юродивый.
А вот в опере М. П. Мусоргского «Борис Годунов» в уста главного героя вложены слова:
«И мальчики кровавые в глазах».
Выходит, оперный царь Борис истинно сознается в убийстве бедного царевича.  Тем не менее, это совершенно не так уже потому, что царевич Дмитрий был внебрачным (незаконнорожденным) сыном царя Ивана IV Грозного. С его матерью, Марией Нагой, Иван IV не был венчан, поскольку она была ему уже седьмой женой, в то время как по законам православной церкви дозволялось жениться только три раза.
После смерти царя Ивана IV Мария, ее сын и братья немедленно были отосланы из Москвы, их поселили в Угличе.
Следовательно, опасаться Борису Годунову стоило родовитых бояр, которые были Рюриковичами по материнской линии, — Федора Мстиславского и Василия Шуйского (так как сам Годунов происходил из незнатного рода).
7 (17) января 1598 года умер царь Федор. На Земском соборе, который начал избирать нового царя, Борис Годунов сначала отказался от царской короны собственно в пользу Федора Мстиславского. Тем не менее, когда князь Федор отказался, а царем стал Годунов, то он специальным указом воспретил обоим своим опасным соперникам жениться, для того чтобы не создавать впредь династических преград своим детям. Справедливо думать, что убийство царевича Дмитрия возможно было выгодно этим двум родовитым князьям.

Лжедмитрий

Лжедмитрий
Лжедмитрий I, официально именовавший себя царевич (затем царь) Дмитрий Иванович, в сношениях с иностранными государствами — Император Димитрий (Demetrius Imperator, XVI век, Москва, Русское государство — 27 мая 1606 года, Москва) — Государь, Царь и Великий Князь всея Руси с 1 (11) июня 1605 года по 17 (27) мая 1606 года, по устоявшемуся в историографии распространённому мнению — самозванец, выдававший себя за чудом спасшегося младшего сына Ивана IV Грозного — царевича Дмитрия.

В дальнейшем молодой инок Григорий (Юрий) Отрепьев воспользовался этой ситуацией и под именем царевича Дмитрия воссел на московский трон. Его «опознание» матерью, Марией Нагой, в то время монахиней Марфой, стало одним из решающих этапов на пути к трону. Перед входом в шатер, который был установлен в поле близ Выксы, собралась многотысячная толпа, предстали Самозванец и Марфа. Марфа сказала народу:
«За 14 лет ребенок вырос и изменился. Но я, как мать, знаю, что у моего ребенка есть на попке пятнышко. Сейчас мы войдем в шатер, и я посмотрю, есть ли пятнышко и на том ли оно месте».
Вслед за тем они оба вошли в шатер и через непродолжительное время вышли оттуда, ласково обнимая друг друга.
Благодушный народ обливался слезами умиления, проливала слезы и Марфа, — возможно от радости, а может статься и от горя, припоминая истинного Дмитрия.
Инок Григорий, скорее всего, не смог бы один заблаговременно подготовить этот неплохо отрежиссированный спектакль. Возможно, в этом деле ему  помогали родовитые князья, хотевшие всласть править страной (чего им не позволял властный Борис Годунов) за спиной Самозванца.
Характерна деталь — «пятнышко на попке», ее мог ввести в спектакль только человек, который хорошо знал психологию толпы. Собственно о пятнышке на попке народ еще долго судачил.
После того, как Самозванец стал царём, он собирался изъять тело убитого царевича Дмитрия из Угличского соборного храма, чтобы не привлекать к захоронению ненужного внимания. Однако этому воспротивилась Марфа.
Но как она могла ослушаться воли царя? По всей вероятности, она и не считала его царем, то есть настоящим Дмитрием. Однако тогда выходит, что в поле под Выксой она подчинялась кому-то другому.
Когда инок Григорий стал царем под именем Дмитрия Ивановича, князь Василий Шуйский публично признал, что он, как глава комиссии по расследованию событий в Угличе, сказал тогда неправду, его, мол, заставил Борис Годунов.
Он принял присягу новому царю, Дмитрию Ивановичу, полагая, наверное, получить от него какие-то привилегии. Однако Самозванец правил, опираясь на поляков, большой отряд которых находился в Кремле. Родовитых русских князей новый царь к власти не подпускал.
И тогда Шуйский вынужденно совершил акт отчаяния: он заявил народу, что Дмитрий был убит в Угличе, а новый царь — самозванец, Лжедмитрий. За это Шуйский немедленно был приговорен к смерти. Однако когда его уже вывели на Лобное место и князь положил свою голову на плаху, был зачитан царский указ о помиловании Шуйского. Эта милость очень дорого обошлась Лжедмитрию: уже через полгода он сам был убит, а новым царем стал Василий Шуйский. Он пожелал перевезти в Москву и перезахоронить там тело убитого в Угличе царевича. Этим действием преследовалось две цели: предотвратить появление новых Лжедмитриев и еще раз кинуть тень на жестокого Бориса I Годунова.
Не прекословя Шуйскому, Марфа согласилась на перезахоронение.

Перезахоронение царевича Дмитрия

До нашего времени дошло свидетельство независимого очевидца тех событий, немецкого ландскнехта Конрада Буссова. Согласно его свидетельств, первоначально был сделан новый деревянный гроб, так как старый совершенно сгнил за 15 лет пребывания в земле. После этого был убит девятилетний мальчик (сын священника), чтобы труп выглядел «свежим». Труп мальчика вырядили в вышитые одежды, сафьяновые башмачки, в одну руку вложили платочек, в другую горсть орехов.
В Москве процессию с гробом из Углича встречали царь, патриарх, Марфа, бояре, многочисленная толпа.
После того, как была открыта крышка гроба, толпа ахнула от удивления: тело ребенка не имело никаких следов тления.
Настоящего царевича Дмитрия в свое время видели только двое — Василий Шуйский и Марфа. Первый тут же всенародно подтвердил, что в гробу — царевич Дмитрий. Марфа расплакалась, пытаясь сквозь слезы что-то сказать. Позднее стоявшие рядом бояре говорили, что Марфа просила народ православный ее простить. За что?
Вслед за тем начались ударные сцены этого нового спектакля. Кто-то из толпы подошел к гробу, взял из руки мертвого царевича несколько орешков и храбро их съел. Эту примечательную деталь насчет орехов, как и о «пятнышке на попке»,  мог придумать также только человек, который хорошо знал психологию толпы. О сохранившихся съедобных орешках народ также еще длительное время судачил.
После этого к гробу подполз на четвереньках какой-то убогий человек, коснулся рукой гроба и сразу вскочил на свои мигом окрепшие ноги. Потом к гробу подвели какого-то слепого — и тот прозрел.
Эти чудеса убедили всех собравшихся, что царевич Дмитрий — святой. В итоге на ближайшем церковном соборе в 1606 году царевич Дмитрий был причислен к лику святых как благоверный царевич Димитрий Угличский, «угличский и московский и всея Руси чудотворец». Это один из самых почитаемых русских святых.

Убийство царевича Дмитрия
Икона Святой царевич Димитрий в житии в 21 клейме.
XVIII в. 137х101 см.
Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург

А открытый гроб перенесли в Архангельский собор Кремля, где он стоял еще несколько дней, и чудеса исцеления продолжались. При каждом новом «чуде» по городу звонили во все колокола. Трезвон продолжался несколько дней.
Справедливости ради надо признаться, что однажды принесли какого-то смертельно больного человека, который тут же и умер. После этого гроб с «царевичем» поспешили предать земле.

Убийство царевича Дмитрия
Могила царевича Дмитрия и икона в Архангельском соборе Кремля

Вот уже более 400 лет в Архангельском соборе покоится гроб неизвестного ребенка. Никто не решается вскрыть захоронение, хотя могилу Ивана IV в свое время (несколько десятилетий тому назад) вскрывали.
Тем не менее, до настоящего времени ведутся споры о том, кому было выгодно убийство бедного царевича, кто был заказчиком убийства, у кого должны были мелькать «мальчики кровавые в глазах».

Поделитесь с друзьями

Ваша оценка статьи:

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Источники информации

1. Сокольский «Занимательные истории об истории»
2. сайт Википедия
3. Зимин "Смерть царевича Димитрия и Борис Годунов"




наверх