История

Мировая история в фактах

Резня пекотов 1637 года

Начальный конфликт и война

Нападение на форт Пекуот
Гравюра с изображением нападения на форт Пекуот, опубликованная в 1638 году (фото факсимиле, сделанное примерно в 1870 году).

С 1614 года голландцы установили торговлю с пекотами и построили торговый пост на реке Коннектикут. Пекоты были доминирующим индейским племенем в юго-восточной части колонии Коннектикут и долгое время были врагами соседних племен Мохеган и Наррагансетт.
Торговля между голландцами и пекотами расцветала, но после основания Плимутской колонии в 1620 году английские колонисты начали конкурировать с голландцами за торговлю. Конфликты были разрешены договором между англичанами и голландцами в 1627 году, разделившим территории и племена, с которыми каждое из них будет торговать.
В 1630 году английский юрист- пуританин Джон Уинтроп прибыл с 700 колонистами и основал колонию Массачусетского залива со столицей в Бостоне. Губернатор Уинтроп либо не знал, либо решил проигнорировать договор 1627 года и в 1633 году основал торговый пост на реке Коннектикут для перехвата поставок меха, что привело к новым конфликтам между англичанами и голландцами и их торговыми партнерами из числа коренных американцев.
В 1634 году английский капитан Джон Стоун был убит, предположительно, западными ниантскими воинами, данниками Пекуота, вместе с семью своими людьми в ответ на действия Стоуна против туземцев, включая похищение людей. Джон Уинтроп послал своего сына разобраться в ситуации, и Пекоты предстали перед мировыми судьями в Массачусетском заливе. Ученый Джеймс А. Уоррен комментирует:
«Массачусетский залив согласился установить торговые отношения с пекотами… Взамен пекоты выдадут убийц Джона Стоуна и заплатят огромную сумму в четыреста саженей вампума (нанизанные на шнуры цилиндрические бусины из раковин моллюсков вида Busycotypus canaliculatus – прим. Редактора) и семьдесят бобровых и выдровых шкур в качестве дани. Стоимость дани в то время равнялась 250 фунтам стерлингов, что составляло чуть меньше половины общего налога на недвижимость, взимаемого Массачусетсом со всего его населения в 1634 году… Независимо от его точной суммы, требуемая дань была достаточно драконовской, и приравнивалась к вымогательству.
Пуританские власти, вероятно, прекрасно понимали, что «дань» не может быть выплачена полностью даже при самых благоприятных обстоятельствах».
Сассакус отверг это требование как необоснованное, что усилило напряженность между пекотами и англичанами.
В 1636 году был убит капитан Джон Олдхэм, и снова виновниками стали ниантики с острова Блок. Губернатор Вейн послал Эндикотта потребовать выдачи убийц, детей в качестве заложников, чтобы гарантировать хорошее поведение в будущем, и еще большей оплаты вампумами и мехами. Пекоты сказали Уинтропу, что они приняли Стоуна за голландца, а что касается Олдхэма, то они ничего не знают о его смерти.
Когда Эндикотт встретился с ниантиками острова Блок, они повторили это, но Эндикотт, известный своим вспыльчивым характером и отсутствием терпения, напал на них, убив одного и сжег их деревни. Затем он сделал то же самое с деревней пекотов на реке.
В ответ пекоты напали на поселение Форт-Сэйбрук в Коннектикуте и на другие поселения в других местах. Они пытались убедить наррагансеттов объединиться с ними против англичан, указывая им, что, если пекоты потерпят поражение, наррагансетты и другие племена будут следующими, потому что англичане явно не собирались успокаиваться, пока не получат все земли туземцев. Наррагансетты рассматрели это предложение, но их убедил встать на сторону англичан Роджер Уильямс, изгнанник из Массачусетского залива, который жил среди них и которому они доверяли больше, чем Сассакусу.

Отчет Мэйсона о резне

В мае 1637 года было решено уничтожить пекотов, и были организованы ополчения под командованием капитанов Джона Андерхилла из ​​Массачусетского залива и Джона Мэйсона из ​​колонии Коннектикут, возможно, с некоторыми добровольцами, предоставленными губернатором Уильямом Брэдфордом из Плимутской колонии.
И капитан Андерхилл, и капитан Мейсон, которые позже стали национальными героями, прославленными в историях и скульптурах, написали отчеты о действиях против пекотов, которые хорошо сочетаются друг с другом.
Далее следует часть отчета капитана Мэйсона, начиная с их прибытия в форт Пекуо, как это представлено в книге «Пуритане в Новом Свете: критическая антология», под редакцией Дэвида Д. Холла:
«Подошел капитан Андерхилл, прошел в тыл и, вручая себя Богу, разделил наших людей. В форт было два входа. На северо-восточной стороне нападающих вел капитан Мейсон, который, подойдя на расстояние одного стержня, услышал лай собаки и крик индейца: «Ованукс! Ованукс! то есть «Англичане! Англичане!» Мы со всей быстротой собрали наши силы и открыли по ним огонь через частокол и уничтожили индейцев.
Затем мы, развернувшись, натолкнулись на главный вход, загороженный кустами высотой по грудь, через который прошел капитан, намереваясь освободить вход, побуждая остальных следовать за ним…
После этого капитан Мейсон, не видя индейцев, вошел в вигвам; там его окружило множество врагов, но они не смогли его победить.
Капитан, выходя из вигвама, увидел на улице множество индейцев. Затем он, обернувшись, прошел медленным шагом по переулку, по которому пришел, почувствовав, что сильно запыхался, и, подойдя к другому концу, недалеко от того места, где он впервые вошел, увидел двух солдат, стоящих недалеко от частокола.
Капитан сказал им, что мы никогда не должны убивать их таким образом. Капитан также сказал: «Мы должны их сжечь» и немедленно войдя в вигвам, где он был раньше, достал головню и, положив ее на циновки, которыми они были покрыты, поджег вигвам.
Огонь, зажженый на северо-восточной стороне (с наветренной стороны), быстро охватил форт, к крайнему изумлению врага и нашей огромной радости. Некоторые из них взбираются на вершину частокола, другие бегут в самое пламя, многие из них собираются с наветренной стороны и забрасывают нас своими стрелами, а мы отвечаем им выстрелами».

Резня пекотов 1637 года
Резня пекотов, 1637 год.
Убийство пекотов и разрушение их форта недалеко от Стонингтона, штат Коннектикут, английскими колонистами под командованием капитана Джона Мейсона, май 1637 года.
Гравюра на дереве.

Из рассказов Андерхилла и Мэйсона ясно, что в форте было мало воинов, а жители, которых следовало бы считать мирными, поскольку это были женщины и дети, чаще бежали или пытались спрятаться, чем сопротивлялись. Несмотря на это, резня была провозглашена великой победой, и Джон Уинтроп объявил день благодарения в честь благополучного возвращения храбрых солдат, принявших в ней участие.
Англичане потеряли двоих убитыми и 26 ранеными, в отличие от убитых 700 пекотов, которые обеспечили минимальную оборону. Несмотря на то, что свидетельства из первых рук проясняют детали резни, ее все равно восхваляли как великую победу сил добра над злом. В отчете Андерхилла есть цитата:
«Когда народ дорос до такой высоты крови и греха против Бога и человека, и всех сообщников в действии, тогда [Бог] не имеет уважения к людям, а терзает их, пилит их и предает мечу, и самая ужасная смерть, какая только может быть. Иногда Писание заявляет, что женщины и дети должны погибнуть вместе с родителями. Иногда дело меняется; но мы не будем сейчас это оспаривать. У нас было достаточно света от Слова Божьего для наших действий».
Ассоциация резни с христианским Богом и Днем благодарения является основой современных протестов коренных американцев против праздника Дня благодарения в Соединенных Штатах, и на это есть веские причины. Опираясь на ветхозаветные повествования о еврейских героях, поражающих врагов Бога, английские колонисты охарактеризовали пекотов как явно злых и достойных уничтожения, хотя лидеры колонии Массачусетского залива ранее согласились с объяснением убийств Стоуна и Олдхэма и, скорее всего, понимали, что пекотам нелегко платить требуемую от них дань.

Влияние индейской резни

Резня 1637 года, далекая от триумфа добра над злом, была не чем иным, как английским решением разорвать выгодное пекотско-голландское торговое соглашение и получить доступ к землям пекотов. Единственным подобием оправдания нападения являются воспоминания английских колонистов о так называемой индейской резне 1622 года в колонии Джеймстаун в Вирджинии, которая преследовала их. 22 марта 1622 года Опчанакано, вождь Конфедерации Поухатан в Вирджинии, напал на поселения, возникшие после основания Джеймстауна, убив 347 колонистов за одно утро. Новости об этом нападении достигли Новой Англии в течение месяца. Страх перед новой такой акцией против колонистов Новой Англии был постоянным.
Это опасение также не было беспочвенным. Как уже отмечалось, пекоты пытались убедить наррагансеттов вступить с ними в союз, чтобы добиться именно того, что Опчанакано пытался сделать в Джеймстауне в 1622 году: изгнать англичан с их земли.

Индийская резня 1622 года.
Индийская резня 1622 года. Раскрашенная версия гравюры на дереве Маттеуса Мериана, опубликованная вместе с более ранними гравюрами Теодора де Бри в книге о Новом Свете, 1628 год.
На гравюре изображена резня 1622 года, когда индейцы Поухатан напали на Джеймстаун и близлежащие поселения в Вирджинии.

Сассакус и его последователи после войны отступили в район Новых Нидерландов, но новости о резне быстро распространились, и другие племена поспешили искать дружбы с англичанами. Мохоки казнили Сассака и отправили его голову и руки англичанам, надеясь установить хорошие отношения. Из 3 000 пекотов, проживавших в Коннектикуте до резни, выжило только около 200. Сопровождавшие его пекоты либо остались с могавками, либо вернулись в рабство: некоторых отправили на Бермудские острова или в Вест-Индию, а других отдали в рабство местным землевладельцам или разделили между могаганами и наррагансеттами в соответствии с Хартфордским договором от 21 сентября 1638 года, согласно которому англичанам также были переданы лучшие земли вдоль реки Коннектикут — бывшая территория пекотов.
Эта резня повлияла на ход войны короля Филиппа в Новой Англии точно так же, как индейская резня 1622 года повлияла на резню 1637 года.
Племена Конфедерации Вампаноагов под предводительством Метакома (также известного как король Филипп) – а также другие, включая наррагансеттов, которые не участвовали в боевых действиях – были без разбора истреблены англичанами, порабощены, помещены в резервации, и их земли были захвачены для заселения после поражения вампаноагов.
Война короля Филиппа, в свою очередь, положила начало политике колонистов, направленной на изгнание коренных племен с их исконных земель и оттеснение их все дальше и дальше от английских поселений, создавая систему резерваций, с помощью которой можно было сдерживать бывших владельцев земли и нейтрализовать как потенциальную угрозу. К счастью, многие коренные племена пережили геноцид англичан и в настоящее время добиваются значительных успехов в восстановлении своих земельных прав, языка и культурного наследия.

Поделитесь с друзьями

Ваша оценка статьи:

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Источники информации

1. Joshua J. Mark «Mystic Massacre of 1637»
2. Taylor «American Colonies: The Settling of North America»
3. Hall «Puritans in the New World: A Critical Anthology»
4. Wilson «The Earth Shall Weep: A History of Native America»
5. Dunbar-Ortiz «An Indigenous Peoples' History of the United States»
6. Lepore «The Name of War: King Philip's War and the Origins of American Identity»
7. Silverman «This Land Is Their Land»

наверх