Мифология

Мифы и легенды мира

Шадавар

Шадавар
Шадавар

Шадавар (Shādawār, Shadhahvar, Shadhahwar, Shādhahvār, Shad-hawar, Shād-hawār, Shad-havar, Shadhawar, Shadahvar, Shadahwar, Shadawar, Sadahvar, Sadahwar, Sadhavvar, Sadhazar, Sadhazag, Sadhuzag, Aras) – мифическое животное, единорог с музыкальными рогами.
Самые ранние упоминания о единороге с музыкальными рогами даны Джабиром ибн Хайяном около 900 года, где он упоминается как арас.
Аль-Казвини дал ему свое самое популярное воплощение как Шадавар, которое впоследствии было скопировано с модификациями Аль-Дамири и Аль-Мустави.
Он был найден в самых дальних уголках Билад аль-Рум, Византийской империи, в смутном месте, которое Аль-Казвини должно было показаться далеким.
Неясно, как именно должно писаться и произноситься имя шадавара. Его написание менялось от автора к автору и от рукописи к рукописи, иногда начиная с са- вместо ша-, со средней согласной буквой д или дх (произносится как «эт»), и заканчивая вар (арабский) или вар (араб. персидский). Выбранное здесь написание в конечном счете произвольно и основано на рекомендациях Эттингхаузена и Джаякара, а также на наиболее распространенных транслитерациях. Имя неизвестного происхождения, но арас Хайяна, вероятно, происходит от «орикс».
В отличие от более носорогого каркаданна, шадавар представляет собой антилопообразное копытное животное с одним рогом, но в этом случае он длинный и полый. В роге сорок две полые ветви, и ветер, свистящий через эти отверстия, похожие на флейту, создает прекрасные волнующие мелодии, настолько прекрасные, что другие животные собираются вокруг, чтобы послушать.
Рога шадавара предлагались царям, которые использовали их как музыкальные инструменты. В зависимости от угла, под которым их держали, они воспроизводили захватывающую мелодию или грустную панихиду, которая трогала всех слушателей до слез.
Шадавара неправильно описывают как пожирателя плоти, использующего свою музыку для привлечения потенциальной добычи. На самом деле Аль-Казвини не упоминает о каких-либо плотоядных наклонностях.
Аль-Мустави, однако, объединяет рассказ аль-Казвини о шадаваре с рассказом о плотоядных сирани, непосредственно предшествовавшим ему. Именно сирани заманивают к себе добычу своей музыкой, а не травоядный шадавар.
Аль-Дамири и Бохарт дают ему семьдесят две ветви на роге. Флобер идет дальше и описывает своего «садхузага» как черного оленя с головой быка, а на голове — чащи белых рогов. Он говорит с Энтони, описывая свои уникальные способности.
«Мои семьдесят четыре рога полые, как флейты. Когда я поворачиваюсь к южному ветру, раздаются звуки, привлекающие восхищенных зверей. Змеи вьются вокруг моих ног, осы цепляются за мои ноздри, а попугаи, голуби и ибисы устраиваются на ночлег в моих ветвях. — Слушать!
… Но, когда я обращаюсь к северному ветру, мои рога, толще батальона копий, издают вой; содрогаются леса, отступают реки, лопаются луковицы фруктов, а травы встают дыбом, как волосы труса. — Слушать!»

Поделитесь с друзьями

Ваша оценка статьи:

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Источники информации

1. Bochart, S. (1675) Hierozoicon. Johannis Davidis Zunneri, Frankfurt.
2. el-Cheikh, N. M. Byzantium through the Islamic Prism from the Twelfth to the Thirteenth Century. In Laiou, A. E. and Mottahedeh, R. P. (2001) The Crusades from the Perspective of Byzantium and the Muslim World. Dumbarton Oaks Research Library and Collection, Washington, D. C.
3. Contadini, A. Musical Beasts: The Swan-Phoenix in the Ibn Bakhtishu’ Bestiaries. In O, Kane, B. (2005) The Iconography of Islamic Art. Edinburgh University Press.
4. Contadini, A. (2012) A World of Beasts: A Thirteenth-Century Illustrated Arabic Book on Animals (the Kitab Na’t al-Hayawan) in the Ibn Bakhtishu’ Tradition. Brill, Leiden.
5. al-Damiri, K. (1891) Hayat al-hayawan al-kubra. Al-Matba’ah al-Khayriyah, Cairo.
6. Ettinghausen, R. (1950) The Unicorn. Studies in Muslim Iconography, Freer Gallery of Art Occasional Papers Vol. 1, No. 3, Washington.

наверх