Мифология

Мифы и легенды мира

Баба Яга

Баба Яга
Скульптура Бабы Яги.
Скульптура изготовлена в 1898 году.

Баба Яга — ведьма из славянского фольклора, живущая в волшебной избушке в лесу и то помогающая, то заточающая, то поедающая встречных. Она является одним из самых известных персонажей славянских сказок и в наши дни нашла поклонников среди тех, кто видит в ней воплощение женской силы и независимости.
Ее имя часто понимается как «Бабушка-ведьма», хотя это оспаривается, и нет единого мнения о значении слова Яга. Впервые она упоминается в книге по русской грамматике в 1755 году, но считается, что она существовала в устной традиции славянских сказок намного раньше.
Хотя она обычно является злодеем в любом произведении, в котором она появляется, она также может предложить помощь и понимается скорее как персонаж-обманщик.
Баба-Яга, вероятно, наиболее известна по сказке «Василиса Прекрасная», в которой она непреднамеренно освобождает героиню от тирании мачехи и сводных сестер, а также фигурирует в других известных сказках, таких как «Царевна-лягушка» и «Баба-Яга и добрая девочка», в которых она играет аналогичную роль. Поскольку она живет вне норм общества и всегда по своим собственным правилам, она стала олицетворением концепции женской силы и эмансипации в современную эпоху. Книги, фильмы и телешоу упоминают ее сегодня в этой роли, и, хотя она сохраняет свой угрожающий характер, ее все чаще считают источником мудрости и силы, а не олицетворением зла.

Баба Яга: изображение, возможное происхождение и имя

Баба Яга зачастую изображается в виде уродливой старухи, которая живет в избушке, построенной на четырех высоких куриных ножках, которые могут поворачиваться или перемещаться по команде.

Баба Яга
Изображение избушки Бабы Яги. Говорили, что Баба Яга жила в избушке на курьих ножках.
Иллюстрация служит обложкой книги из серии «Сказки», опубликованной около 1899 года.

Для передвижений она пользуется ступой, приводимой в движение пестиком, в одной руке, а в другой держит метлу, которой стирает любые следы своих следов. Обычно она покидает свою хижину утром, возвращаясь вечером, и командует стаей черных гусей, которые кружат по небу в поисках детей.
В сказке «Черные гуси Бабы Яги» двое непослушных детей, Ольга и Сергей, ускользают из дома, пока их мать находится на базаре — после того, как она предупредила их, чтобы они не выходили на улицу, пока летят гуси. В результате Сергея хватают гуси и приносят в избушку Бабы Яги к обеду.
В этой истории, как и во многих других, Баба-Яга — могущественная ведьма, которая питается детьми, но, по словам ученого Андреаса Джонса в его исчерпывающей книге на эту тему, она, возможно, изначально была славянской богиней и Матерью-Землей. Джонс цитирует ученого Михаила Чулкова, который отмечает значительное сходство между Бабой-Ягой и древней богиней смерти, известной как Ягая-баба:
«Под этим именем славяне почитали богиню подземного мира, представляя ее устрашающей фигурой, сидящей в железной ступе, с железным пестиком в руках; они приносили ей кровавую жертву, думая, что она кормит ею двух приписываемых ей внучек и что она сама наслаждается пролитием крови».
Упоминание Чулковым внучек Ягая-бабы отражает еще одно сходство между богиней и более поздней ведьмой в том, что Баба-Яга иногда изображается с двумя дочерьми или двумя сестрами. Некоторые ученые, по сути, называют фигуру во множественном числе Бабой-Ягой, по сути, все это одно и то же существо, только их различия самые поверхностные.
Другие ученые считают, что изначально она была олицетворением природы, которая по очереди может быть жестокой или доброй, грозовой тучей или бурей, в то время как другие утверждали, что она олицетворяет плуг, который ломает (ранит) землю, чтобы можно было сажать, удобрять, и рост сельскохозяйственных культур.
Джонс цитирует ученого Мэтью Гатри (Matthew Guthrie), который, кажется, отвергает интерпретацию плуга в пользу теории Богини Смерти, утверждая, что Баба Яга является славянской версией греческой богини Персефоны. Согласно легенде, она происходит от дьявола, по словам ученого Василия Левшина, которого цитирует Джонс (Johns):
«Желая состряпать самую совершенную сущность зла, дьявол сварил в котле двенадцать гадких женщин. Чтобы уловить суть, он собрал пар во рту, а затем, не задумываясь, сплюнул в котел. Из этой смеси вышла Баба Яга, самое совершенное зло».
Обычно ее изображают в этом духе, независимо от того, что хорошего может быть из ее действий, и поэтому можно утверждать, что все, что могло вдохновить фигуру, не имеет значения, поскольку она стала известна как олицетворение зла. Ни одна интерпретация ее происхождения не является общепризнанной, то же самое относится и к ее имени. Джонс (Johns) пишет:
«В древнерусском языке слово баба могло относиться к акушерке, колдунье или гадалке, и стандартное современное русское слово «бабушка» произошло от него. Баба в современном русском языке также является уничижительным термином для женщины … Происхождение и значение слова Яга гораздо более неясны и вызвали несколько различных интерпретаций среди лингвистов».
Среди множества предложенных вариантов — болезнь, ужас, холод, злая лесная нимфа, ведьма, злая женщина, ярость, ярость, гнев, пытка, боль и тревога, змея, мачеха, тетя и мать. Джонс цитирует ученого Брайана Купера, который утверждает, что «имя предполагает олицетворение удушающего угнетения», и заключает, что «несмотря на неясное происхождение, имя Бабы Яги хорошо известно по всей России. Как и слово «ведьма», яга использовалось сельскими жителями. как нелестное обозначение «старых, сварливых и уродливых женщин».
Таким образом, это имя обычно можно понимать как означающее «бабушка-ведьма», даже если это не прямой перевод. Хотя она похищает и ест детей и, кажется, охотится за ними в течение дня, чтобы поужинать, Баба-Яга также служит катализатором перемен. Есть ряд сказок, в которых она действует как агент трансформации, помогая героине или герою в самореализации и завершении поиска. В этих сказках и даже в других, где она изображена как злодейка, Баба Яга олицетворяет мифологический архетип трикстера.

Фигурка трикстера

Трикстер фигурирует в мифологии культур по всему миру, но следует помнить, что эти «мифологии» когда-то понимались как религиозные верования, столь же значимые, как и любые существующие в наши дни.

Баба Яга
Иллюстрация с изображением Бабы Яги.
Иван Билибин создал иллюстрацию в 1900 году.

Трикстер был признан богом или эманацией верховного божества, который вмешивался в жизнь других божеств, людей и мира природы — по какой-то причине или вообще без причины — поощряя трансформацию. Каким бы неприятным ни был опыт общения с трикстером, человек был вынужден выйти из своей зоны комфорта в новое состояние — часто повышенное состояние — осознания себя и мира.
Одной из самых известных фигур-обманщиков является Локи из скандинавской мифологии, который постоянно враждует с богами Асгарда, но несет ответственность за ряд их самых ценных магических предметов, включая молот Тора и копье Одина.
Также трикстер появляется во многих других системах верований, в том числе как Койот в системах верований коренных американцев, как Эсу в религии йоруба в Западной Африке и как Далекая Богиня / Око Ра в древнеегипетской религии.
Великий швейцарский психиатр Карл Густав Юнг (Carl Gustav Jung) отметил сходство этих и других систем верований и предположил, что трикстер является проявлением другого психологического архетипа — Тени, темного и неизвестного аспекта личности. Тень появляется в снах, видениях, религиозных сказаниях и легендах, представляя то, чего человек боится или, по крайней мере, находит в себе неприятным. Юнг комментирует:
«[Обманщик] — предтеча спасителя и, как и он, Бога, человека и зверя одновременно. Он одновременно недочеловек и сверхчеловек, звериное и божественное существо, главной и наиболее тревожной чертой которого является его бессознательное. Из-за этого его покидают его (очевидно, люди) товарищи, что, кажется, указывает на то, что он упал ниже их уровня сознания».
Баба-Яга точно соответствует этому определению, поскольку она воплощает в себе как недочеловеческие, так и сверхчеловеческие качества, отвергая сознание социальных норм и имея возможность действовать свободно — бессознательно — вне их. Она одновременно звериная в своей охоте за добычей и божественная в своих сверхъестественных способностях полета, изменения формы и магических заклинаний.
Баба Яга как обманщик наиболее ярко выражена в самой известной из сказок «Василиса Прекрасная». Василиса счастливо живет с матерью и отцом, пока ей не исполнится восемь лет, когда ее мать заболевает и зовет ее на смертное ложе, давая ей волшебную куклу, которая помогает ей в жизни. Она должна всегда держать куклу при себе, в секрете от всех остальных, и предлагать ей еду и питье всякий раз, когда она сталкивается с какой-либо проблемой, чтобы получить помощь.
После смерти матери ее отец женится на женщине с двумя дочерьми, которая завидует красоте Василисы и оскорбляет ее, давая ей тяжелые задания, с которыми ее отец ничего не может поделать, так как находится в разъездах. Василиса может выполнять эти задачи только с помощью своей куклы.
Как только Василиса и ее сводные сестры достигают брачного возраста, мачеха отказывает всем женихам Василисы, говоря им, что она не может выйти замуж, пока ее старшие сестры не найдут себе мужей. В надежде избавиться от Василисы мачеха то и дело отправляет ее в лес с поручениями:
«… в глубине этого леса была зеленая лужайка, на которой стояла убогая избушка на курьих ножках. В этом доме жила Баба Яга, старая бабушка-ведьма. Никто не смел подойти к избушке, потому что Баба Яга ела людей.
Мачеха Василисы отправляла ее в лес в надежде, что она встретит ведьму и будет съедена. Однако куколка показала ей, где растут кусты, цветы и ягоды, и не подпустила к избушке на курьих ножках. Каждый раз, когда Василиса возвращалась целой и невредимой, мачеха ненавидела ее все больше и больше. (Вигинтон)».
Наконец, Василису посылают прямо к избушке Бабы Яги просить огня. Она видит, как мимо проносятся трое всадников — белый, красный и черный — которые несут сумерки, восход и ночь соответственно, и подъезжает к избушке Бабы Яги незадолго до наступления темноты:
«Хижину окружала стена из человеческих костей, увенчанная черепами. Ворота в стене имели петли, сделанные из костей человеческих ног, и замки из челюстных костей с острыми зубьями. Василиса в ужасе замерла при виде этого зрелища…
Вдруг лес наполнился страшным шумом — стоны деревьев, скрипели их ветки и шуршали листья. Баба Яга прилетела из леса. Она летела в большой железной ступе и управляла ней пестиком. Подойдя, она замела за собой след кухонной метлой».
Баба-Яга хочет знать, почему девочка здесь, и соглашается отдать ей огонь в обмен на работу. Она поручает Василисе невыполнимые задания, которые однако та может выполнить с помощью своей куклы. Василиса какое-то время остается с ведьмой в качестве ее служанки, и ей становится любопытно несколько вещей, но Баба-Яга предупреждает ее, что «не каждый вопрос ведет к добру», даже если она позволяет ей спрашивать, что она хочет.
Василиса понимает угрозу и спрашивает только о всадниках, по-видимому, приводя в ярость Бабу-Ягу, которая требует, что она не будет спрашивать больше об этом. Василиса отвечает, что делает только то, что приказала Баба-Яга, а затем еще больше приводит ведьму в бешенство, когда ее спрашивают, как она смогла выполнить все задания. Она осторожно отвечает, что благословение матери позволило ей, и Баба-Яга, отвергнув все благословение, велит ей уйти.
Баба-Яга отправляет ее домой с черепом, содержащим огонь, и, как только он вносится в дом, сжигает злую мачеху и сводных сестер дотла. После этого Василиса и ее кукла покидают дом, она становится швеей и с помощью куклы производит такое сильное впечатление на короля, что он влюбляется в нее, и они женятся и живут долго и счастливо.

Баба Яга
Картина с изображением Бабы Яги.
Картина была создана в 1917 году и сейчас находится в Доме-музее Виктора Васнецова в Москве.

В этой сказке, как и в других, таких как «Царевна-лягушка» и «Мария Моревна», Баба-Яга выступает катализатором трансформации. Кукла выполняет все невыполнимые задания, данные Василисе, но именно Баба-Яга поручает их, предостерегает девочку от лишних вопросов (и тем самым уберегает ее от слишком далекого прощупывания опасной территории) и дает ей череп с огнем, что освобождает ее от жестокой тирании мачехи.
Если принять мнение Юнга о трикстере как о воплощении своей Тени, Баба-Яга представляет те качества, которые человек отвергает в себе, включая эгоизм, насилие, злобу, алчность, которые могут быть нейтрализованы, будучи однажды признанными, лучшими аспектами своей натуры, такими как доброта, внимание, благодарность и готовность помочь; все это обычно воплощается в центральном персонаже сказки.
В то же время ее неприятие того, что приемлемо, позволяет другим делать то же самое и, таким образом, открывать себя для возможности изменения и роста.

Поделитесь с друзьями

Ваша оценка статьи:

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Источники информации

1. Joshua J. Mark «Baba Yaga»
2. Johns «Baba Yaga: The Ambiguous Mother and Witch of the Russian Folktale»
3. Rose «Giants, Monsters, and Dragons: An Encyclopedia of Folklore»
4. Jaroslavs «Slavic Soul: Myths and Legends»
5. Jung «The Archetypes and the Collective Unconscious»
6. Wiginton «Baba Yaga Tales»
7. Levack «The Oxford Handbook of Witchcraft in Early Modern Europe and Colonial America»

Похожие статьи

наверх