Мифология

Мифы и легенды мира

Дракон

Определение и описание драконов

драконы
Дракон

Дракон (от лат. draco) — одно из самых  распространенных мифологических животных — крылатый змей, имевший однако сочетания элементов других животных, обычно головы (нередко нескольких голов), тела пресмыкающегося (змеи, ящера, крокодила) и крыльев птицы или летучей мыши. В некоторых случаях  образ дракона содержал также элементы льва, пантеры, волка, собаки, рыбы, козла и других животных.
Что касается того, откуда произошло исходное понятие «дракон» на сегодняшний день неизвестно, так как нет никакой общепринятой научной теории, и нет ни одного свидетельства, которое подтверждало бы существование драконов в настоящем или в прошлом.
В то время как само существование драконов может быть верным или ложным, очевидным фактом является то, что драконы присутствуют в мифах в очень многих местах, не имевших никаких контактов между собой.

Существовали ли драконы?

дракон
дракон

Есть предположение, что драконы, возможно, это некое общее представление сущности, вместе с общими психологическими тенденциями среди групп человечества.
Кое-кто считает, что дракон, вероятно, имел реальный прообраз, из которого и возникли различные мифы.
В частности, динозавры или другие археозавры. Однако нет никаких свидетельств, которые бы подтверждали эту гипотезу, лишь предполагаемые наблюдения, изучаемые в рамках криптозоологии (целенаправленного поиска животных, существование которых не доказано, либо считается невозможным в данной местности и/или в данное время (например, Лох-Несское чудовище, снежный человек и т. д.)).
В соответствии с этой гипотезой, есть гигантские ящерицы, вроде Мегалании (Megalania) , которые являются потомками динозавров.
Все эти гипотезы, как многие полагают, являются псевдонаукой или мифом.
Геродот, часто называемый «отцом истории», посетил Иудею в 450 г. до н.э и написал, что он слышал о содержащихся в клетке драконах в соседней Аравии, около Петры в Иордании.

дракон
дракон

Из любопытства он путешествовал по этим местам и нашел много скелетов-останков змей и собрал множество сообщений о летающих змеях, которые перелетают из Аравии в Египет, но сбиваются Ибисами.
Согласно журналам Марко Поло, когда он шёл через Анатолию в Персию, то наткнулся на реальных живых летающих драконов, которые напали на его личный караван в пустыне.
Он сообщил, что драконы были очень пугающими животными, которые чуть не убили его при нападении. Поло не записал эту историю в журнал сразу, а продиктовал своему сокамернику, когда сидел в тюрьме, и до сих пор ведётся большой спор о том, не мог ли этот человек просто придумать дракона, чтобы украсить рассказ Марко Поло.
Поло также был первым западным человеком, который описал китайские «кости дракона».
Эти кости были, по всей вероятности, окаменелостями, описанными в Chang Qu, или костями других животных.

Китайские драконы

Китайский дракон
Китайский дракон

Никто не знает, когда китайцы стали верить в драконов, но эта вера уходит на тысячи лет в прошлое. Драконы со змеевидными чешуйчатыми телами, лошадиными головами и горящими кроличьими глазами населяли озера и реки и могли летать на перепончатых крыльях, взмывая в небеса по спирали и поднимая водяные смерчи.
В трудные времена или когда наступала засуха, люди делали им подношения и просили их выдохнуть туманы и облака и принести благословенный дождь.
Некоторые китайские драконы считаются злыми, например речное чудовище Чэнь Тан или морской красногривый Шань, но в основном они благожелательны, олицетворяют плодородие и удачу.
В далеком прошлом некоторые драконы превращались в «хайлун ваги»- морских царей-драконов, которые обитали в океанах и оберегали мореплавателей. Не случайно ранние китайские правители почитали дракона как символ имперского могущества и помещали его изображение везде, начиная от трона, королевского облачения и заканчивая государственным флагом.

Китайский дракон
Китайский дракон

Холм Таящегося Дракона, находится под городом Синъи, в южной китайской провинции Гуйчжоу — здесь местные жители находили своих маленьких драконов. Они не знали, что это были ископаемые, но любили их, потому что дракон — символ удачи.
В неглубокой траншее на склоне холма несколько рабочих заняты извлечением других ископаемых драконов — морских рептилий длиной от тридцати до тридцати пяти сантиметров, названных Keichousaurus hui.
Драконы Гуйчжоу, как их чаще всего называют, с грушевидными телами и гибкими шеями, выглядят как миниатюрные Несси. Однако местные жители веками считали их драконами, чей дух способен перемещаться между небом и землей.
И неудивительно, что крестьяне холма Таящегося Дракона не испугались найденных ими маленьких существ. Более того, они использовали камни, содержащие фрагменты останков, для строительства домов.
«Они считали эту гору уникальной, — говорит Цэнь Чжусянь. — И вот сто пятьдесят лет назад сорок пять местных крестьян собрали тысячу серебряных монет, чтобы выкупить и сохранить холм Таящегося Дракона».

Прошло более века, прежде чем ученые поняли то, что уже знали крестьяне: эту гору стоило сохранить.
В 1957 году Синъи посетил один пекинский профессор, и крестьяне показали ему своих драконов. Он передал образцы ископаемых Юн Чуньчэнь, одному из первых китайских палеонтологов из пекинского Института палеонтологии позвоночных и палеоантропологии.
«Профессор Юн понимал, что они очень важны», — говорит Цзян Даюн.
До тех пор доисторических морских рептилий находили в основном в США, Англии, Скандинавии и других странах Европы. Ископаемые

Китайский дракон
Китайский дракон

холма Таящегося Дракона, первые из подобных находок в Китае, были настолько многочисленными и так хорошо сохранились, что сулили дать ответы на множество трудных вопросов о давно вымерших существах.
Важнее всего, говорит Цзян, было выяснить, как они покинули сушу и приспособились к жизни в океане.
«Нам известно, что многие виды прошли по этому пути», — говорит Цзян, объясняя, что, очевидно, многие морские рептилии произошли от сухопутных предков. В прошлом десятилетии, продолжает он, исследователи «обнаружили в провинции Гуйчжоу цельные скелеты разных видов; некоторые из них настолько древние, что датируются временем их переселения с суши в море».3

Кометы и вулканы — это драконы?

дракон
дракон

Существует ещё одна гипотеза, выдвинутая сторонниками теории катастроф. В ней говорится, что кометы и линии на небе, которые они образовывают, дали начало легендам о пламенных змеях в небе.
На старом английском языке, кометы иногда называли fyrene dracan или пламенными драконами.
Вулканические извержения, возможно, также были ответственны за укрепление веры в драконов, хотя случаи извержений в европейских и азиатских странах были редки.

Представление драконов в различных культурах

Хотя драконы (или подобные дракону существа) присутствуют в легендах во всем мире, различные культуры представляли их по-разному.
Китайские драконы и восточные драконы вообще, обычно доброжелательны, тогда как европейские драконы обычно злорадны (есть, конечно, и исключения).
Злорадные драконы также присутствуют в персидской мифологии, и в других культурах.
Фигурки драконов часто держатся в домах, и имеют духовное значение в различных религиях и культурах во всем мире.
Так происходит во многих восточных и американских (кореных) культурах, и в некоторых других, и являются представителями основных сил природы и Вселенной. Во многих культурах говорится, что они более мудры, чем люди.
При этом, драконы обладают способностями волшебства или другими паранормальными способностями, и часто связываются с колодцами, дождем и реками.
В некоторых культурах, драконы даже могут говорить на человеческом языке.

Дракон отождествляется со злом

Дракон
Святой Георгий поражает дракона
(художник Ханс Аахе)

Средневековая библейская интерпретация Дьявола, представшего в образе змея, который соблазнил Адама и Еву, послужила поводом отождествления дракона со злом. В самой библейской литературе такая ассоциация практически отсутствует, за исключением «Апокалипсиса» (Книги Откровения) Святого апостола Иоанна Богослова.
Демонические противники Бога, Христоса и всех христиан обычно изображались в виде рептилий или химер.
В «Откровении» глава 12, стих 3, описано огромное красное животное с семью головами, чей хвост охватывает одну треть звезд от Небес до Земли (символизирующее падение ангелов).
В большинстве переводов, для обозначения этого животного используется именно исходное греческое слово «дракон» (drakon).
В иконографии некоторые святые изображены убивающими дракона. Так изображается Святой Джорджа в египетской и коптской иконографии, Георгий Победоносец на гербе Москвы и Святой Меркериалис в Италии.
Святой Джалиан Ле-Мана, Святой Веран, Святой Крескентинас и Святой Леонард Норблак также изображались убивающими драконов.
Но есть и утверждение, что драконы были хорошими, прежде, чем они греховно упали также, как и люди, изгнанные из Райского Сада. В христианстве получается, что если драконы действительно существовали, то они были созданы также, как и любое другое существо. Об этом написал Брайен Дэвис, в своей книге «Драконы среди нас».
По гипотезе некоторых учёных (А. Леруа-Гурана, В. Я. Проппа) формирование гибридного мифологического образа драконa относится примерно к тому же периоду, когда более ранние мифологические символы животных, как таковыe, уступили место богам, соединяющим в себе черты человека и животного.

Соединение разных животных в одном образе дракона

Дракон
Дракон

Соединение разных животных в одном мифологическом символе приводит к такому же устранению возможности отождествления мифологического символа с реальным животным. Предполагается также, что в образе драконa соединяются образы животных, первоначально воплощавших два противоположных и отличных от земного мира — верхний (птицы) и нижний (змеи), поэтому первоначально мифологический образ драконa был одним из способов представления той же пары противоположных мифологических символов, которые известны в мифе о поединке или сражении мифологических змей и птиц (индийские наги, гаруды и др.).
Тем не менее, дракон может считаться дальнейшим развитием образа мифологического змея — основные признаки и мифологические мотивы, связывавшиеся с драконом, в главных чертах совпадают с теми, которые характеризовали змея (сравните, например, Змей Горыныч).
Образ драконa характерен для относительно поздней стадии развития мифологии, но представлен также в мифологиях Шумера, Египта, Угарита, Индии, Греции, Китая, Японии и Мексики, в большинстве которых хозяйство было основано на искусственном орошении (так называемые ирригационные, или гидравлические общества).
Дальнейшее использование фантастического образа драконa (в частности, в мифологиях Восточной и Юго-Восточной Азии, а также в позднейшей европейской культуре) было связано и с собственно эстетической ролью этого символа в искусстве.

Дракон
Дракон

Остаётся открытым вопрос о том, является ли образ драконa в мифологиях ранних государств Западной, Южной и Восточной Азии, доколумбовой Америки, результатом независимого параллельного развития или связан с культурными взаимовлияниями (сравним прослеживающееся в более позднюю эпоху влияние древнеближневосточных мифов о драконe на греческий миф о Пифоне, использование китайского символа драконa в мифологиях Японии и других сопредельных стран, а также индийской макары в мифологиях и искусстве многих стран Юго-Восточной Азии).
Во Вьетнаме эволюция образа дракона как символа императорской власти явилась отражением периодов расцвета и упадка вьетнамского общества.
Согласно традициям феодальной культуры, во Вьетнаме дракон символизировал нравственное начало.
Как и змей, дракон связывался обычно с плодородием и водной стихией, в качестве хозяина которой он выступал.
Связь дракона с водой, урожаем и плодородием иногда вторично осмысляется таким образом, что дракон выступал как воплощение положительного начала, как помощник, дающий людям воду и богатства. Например, в древнекитайской мифологии крылатый дракон помогает герою Юю — основателю династии Ся, волоча по земле свой хвост и тем самым определяя пути, по которым нужно прорыть каналы для водоснабжения.
Исторически дракон-помощник в таких мифах возводится к мифу о змее, укрощённом героями, которые впрягают его в плуг (в вавилонской мифологии; сравним также славянский миф о двух божественных кузнецах, которые впрягли усмирённого ими змея в плуг и с его помощью прорыли русло Днепра, или легенду о Никите Кожемяке).
Дракон, осмысляемый как помощник, может приносить людям сокровища (в славянских мифах о драконe—летающем змее, в типологически сходных с ними африканских легендах и т. п.).
Дракон считался также покровителем сокровищ, получить которые можно было только убив его (в германском мифе о Сигурде или Зигфриде и др.).

Дракон
Дракон на флаге Уэльса

Общим для всех мифологий, в которых дракон выступает в качестве отдельного персонажа, является миф о его убийстве героем (или божеством), который тем самым освобождает проглоченную драконом воду, охраняемое сокровище или похищенных людей (чаще всего девушку).
Широко распространённый мотив похищения драконом девушки восходит к обряду, во время которого девушку приносили в жертву духу вод (в Китае самую красивую девушку венчали с Хуанхэ, бросая её в воду, в Древнем Египте перед посевом бросали в Нил девушку, также наряженную в свадебные одежды, чтобы обеспечить разлив Нила, без которого не был возможен урожай, у индейцев майя девушек бросали в священный водоём Чичен-Ицы ). Миф, соответствующий этому обряду, обычно выступает в форме рассказа о драконе, требующем себе девушек в качестве ежегодной дани.
В хеттской мифологии бог грозы убивает дракона, опьяневшего во время пира (Иллуянка, ср. японский миф о герое Сусаноо, убивающем восьмиглавого и восьмихвостого змея Ямата-но ороти).
Мифологический мотив сражения героя-змееборца с драконом (змеем, ср. например Аполлона-Сауроктона) получил в дальнейшем широкое распространение в фольклоре, а затем проник и в литературу в виде легенды о святом Георгии, победившем дракона и освободившем пленённую им девушку.

Дракон – реликтовый вид гигантских насекомых

Писатель Святослав Логинов в конце двадцатого века провёл исследование источников сведений о драконах и пришёл к выводу, что драконы вполне могли быть не рептилиями, а реликтовыми видами гигантских насекомых.
Также в своём труде он объясняет чёткое разделение поведения европейских и азиатских драконов.
В частности, он пишет:

Дракон
Не правда ли, эта гусеница напоминает дракона?

«Драконы давно и прочно обосновались в европейской мифологии. Об этих странных существах знали ещё древние греки, а в Средние века драконы были столь обычным явлением, что их, по-видимому, даже удавалось приручать и использовать в качестве домашнего животного.
Во всяком случае, если слоны Ганибалла произвели неизгладимое впечатление на римских легионеров, то крестоносцы подобным вещам уже не удивлялись, поскольку в их собственном войске имелись верховые драконы (?).
И лишь впоследствии, когда драконы были практически истреблены, слово «драгун», первоначально означавшее «наездник на драконе», стало относиться к обычным кавалеристам.»
Можно предположить, что когда-то в представления о драконе вошли многие черты внешнего мира, и дракон выступал прежде всего в качестве тотемного зверя.
Возможно, образ дракона зарождался в тех племенных мистериях, где шла речь о единении людей между собой и с окружающим миром. Факты, собранные этнографами, дают основание для таких предположений.
Позднее образ дракона, видимо, перестал играть свою социально-сплачивающую и познавательную роль, но люди с ним долго не могли расстаться, наполняя его новыми чертами, делая персонажем мифов и сказок.

Влияние полярного сияния

Дракон
Дракон северного сияния

Думаем, что особую роль в разработке внешнего облика дракона сыграло полярное сияние — одно из самых красивых и фантастических явлений природы, связанное, как стало известно в XX веке, с порывами «солнечного ветра» и его воздействием на электроны и протоны у магнитных полюсов.
Кто видел эти величественные светлые, разноцветные сполохи, нередко принимающие форму змеевидных лент, тот может подтвердить: они действительно порой напоминают самых различных существ — и сказочных птиц с горящими перьями и когтями, и рыб с блестящей чешуей, и моллюсков с отливающими перламутром раковинами, и, конечно, змей.
Зимой, при безоблачном небе, когда сияния лучше всего видны, бывают сильные морозы, сковывающие воды. Часто сияния концентрируются над берегами крупных водоемов — так называемый «береговой эффект».
Тьма долгой полярной ночи, по многим поверьям — обиталища драконов, напоминает о мраке подземных пещер. Вблизи солнца и луны сияния тускнеют, но во время затмений становятся заметными на внезапно потемневшем небе.
Ну, как тут не подумать о прожорливом драконе, проглотившем солнце или луну!
Способность же драконов становиться невидимыми (а им такая способность приписывалась) может найти объяснение в прекрасной и сложной игре сполохов, которые, мерцая и переливаясь, то гаснут, те снова разгораются.

Дракон
Северное сияние в Исландии

В полярных сияниях преобладает зеленый цвет. Светлые лучи — «перья», собирающиеся в длинные ленты и гроздья, напоминают молодые зеленые побеги растений или охапки удлиненных листьев.
Это вполне согласуется с необычной судьбой расчлененного тела Вритры.
Ведь появляющаяся весной, после гибели дракона-сияния, молодая зелень даст пищу всем живым существам. В то же время «верхние части тела дракона», рассыпавшись по небу, тают среди луны и созвездий, которые начинают казаться более яркими.
Сполохи как бы отдают свой свет звездам и луне, превращаясь в них.
Во многих сказках драконы издают ужасающий рев. Тут мы должны вспомнить «родственницу» дракона — сказочную птицу грома.

Дракон и Птица-гром

Птица-гром
Птица-гром (Птица Рух)

Родство у них весьма близкое. У многих драконов имеются птичьи крылья, перья и когти.
В легендах индейцев северо-западного побережья Америки, например, фигурирует птица-громовик, похожая на гигантского орла.
Некоторые из индейских племен верили, что гроза — результат соперничества птицы-громовика и гигантской гремучей змеи или морского чудовища. Вот они где встречаются — фантастическая птица и змея!

Драконы в литературе и кино

Дракон
Мультфильм «Как приручить дракона»

В фантастической и сказочной литературе, в особенности в фэнтези, драконы стали постоянными фигурантами приключений героев и персонажами. Наиболее значительную роль драконы играют в сериях «Всадники Перна» Энн Маккефри, «Сага о Копье» Маргарет Уэйс и Трейси Хикмена, «Наследие» Кристофера Паолини.
Кроме того, драконы упоминаются в четвёртой книге о Гарри Поттере.

Поделитесь с друзьями

Ваша оценка статьи:

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (4 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Источники информации

1. сайт Википедия
2. сайт Тонос
3. журнал «National Geographic Россия» декабрь, 2005г.




наверх