Личности

Люди в истории

Монтесума

Монтесума
Портрет Монтесумы II (1466-1520) приписывается Антонио Родригесу (1636-1691)

Монтесума или, правильнее, Мотекусома II Ксокойоцин (Шокойцин), что означает «Злой, как лорд», был последним полностью независимым правителем империи ацтеков перед крахом цивилизации после испанского завоевания в начале XVI века. Заняв должность тлатоани, что означает «говорящий», в 1502 году, он правил как абсолютный монарх до 1520 года.

Монтесума
Иллюстрация из «Всеобщей истории вещей Новой Испании» Фрая Бернардино де Саагуна, которую часто называют Флорентийским кодексом, на лицевой стороне листа 6 9-й книги. На иллюстрации изображен момент, когда тогдашний принц Мексики Монтесума Младший (справа), ставший впоследствии императором, прибывает на помощь группе торговцев, попавших в осаду во время кампании по завоеванию Айотлана во время царствование Ауисотля в конце 15 века. Торговцы разговаривают с Монтесумой, сообщая ему об окончании войны.

Во время своего правления Мотекусома расширил империю ацтеков и считался своим народом богом, буквально проявлением и хранителем солнца.

Монтесума
Карта, иллюстрирующая происхождение и территориальную экспансию империи ацтеков в Мезоамерике между 14 и 16 веками.

Известно, что правитель жил в огромном дворце в столице ацтеков Теночтитлане, который мог похвастаться великолепными висячими садами и даже зоопарком.

Монтесума
Карта, показывающая расширение империи ацтеков за счет завоеваний. Завоевания Монтесумы II отмечены зеленым цветом (на основе карт Росса Хассига в Aztec Warfare).

Монтесума: Абсолютный правитель

Монтесума
Гравюра с подзаголовком «Император Моктесума», принадлежащая произведению «Открытие и завоевание нового мира: содержащее жизнь и путешествия Христофора Колумба», изданному в США в 1892 году.

Мотекусома был сыном великого лидера Ашаякатля (годы правления 1469 — 1481) и был одним из лучших воинов под началом своего дяди Ауицотля (годы правления 1486 — 1502). В частности, он отличился в походах ацтеков на Теуантепек и Соконочко.
После смерти Ауицотля Мотекусома занял самое высокое положение в ацтекском обществе и стал на пышной церемонии коронации бесспорным религиозным и политическим лидером или тлатоани в 1502 году.

Монтесума
Родословная Монтесумы, изображенная в рукописи 1566 года.
Генеалогическое древо правителей Мексики в рукописи генеалогии дона Педро Дионисио, мексиканской рукописи, написанной в 1566 году. Полная генеалогия показывает происхождение этого дворянина, поскольку его предки были правителями Мексики. Вверху слева изображен Ицкоатль, четвертый тлатоани Мексики-Теночтитлана, а справа — Моктесума I, его преемник. Ниже Ицкоатля появляется Тезозомок (не путать с правителем Тепанек), сын Чимальпопоки, который был третьим правителем Мексики-Теночтитлана. Ниже Моктесумы I появляется Атотостли, важная дворянка. Ниже изображены их сыновья Ашаякатль (в центре), Тизок (слева) и Ауисотль (справа), которые в конечном итоге также станут правителями. Ашаякатль был отцом Моктесумы II, преемника Ауисотля, который, как известно, стал первым правителем Мексики, установившим контакт с европейцами, выходцами из Испании.

Нам посчастливилось иметь физическое описание Мотекусомы из первых рук, сделанное Берналем Диасом дель Кастильо, который видел его в 1519 году:
«[Ему] было около 40 лет, хорошего роста и стройного телосложения, не очень смуглый, но естественного цвета и оттенка индейца. Он не носил длинных волос, они только прикрывали уши, его редкая черная бородка была аккуратной и тонкой.

Монтесума
Иллюстрация, изображающая коронацию императора Мексики Монтесумы II в Кодексе Дюран, рукописи 16-го века, в которой рассказывается о доиспанской истории Мексики, рассказанной коренными народами. Эта иллюстрация находится на листе 152r кодекса. Монтесума изображен слева, когда он получает свою xiuhuitzolli (корону) во время церемонии. Изображенное событие имело место в 1502 или 1503 году.

Лицо у него было несколько продолговатое, но веселое, и глаза у него были добрые, и в облике его и в манерах проявлялась и нежность, и, когда нужно, серьезность».

Монтесума
Изображение празднования коронации императора Мексики Монтесумы II в Кодексе Дуран, лист 158, оборотная сторона. На сцене видны музыканты, танцоры, воины-орлы и ягуары перед храмом во время празднования.
Изображенное событие произошло в 1502 или 1503 году.

В рамках церемоний, подтверждающих его новый статус, Мотекусома повел армию в ходе так называемой Войны за коронацию к Нопаллану, в 640 км к югу. Завоевав укрепленный город, он привез в Теночтитлан солидную добычу и отряд пленников для ритуальных жертвоприношений.
Новый тлатоани был также увековечен на специально изготовленном камне (теперь известном как Коронационный камень Мотекусомы II), который был покрыт резьбой, изображающей пять эпох ацтекской мифологии, знак года 11-тростник (1503 г.) и день «один аллигатор» (4 июня).

Монтесума
Моктесума II.
Рисунок из 3 тома, лицевая сторона листа 644 книги Андре Теве «Подлинные портреты и жизни выдающихся греческих, латинских и языческих мужчин».
Les vrais pourtraits et vies des hommes illustres, Париж, 1584 г.

Мотекусома приступил к расширению полномочий тлатоани, одновременно уменьшив обязанности начальника внутренних дел (Тлакаэллеля или Сиуакоатля), так что он стал, по сути, абсолютным правителем и бесспорным лидером Тройственного союза трех великих городов Теночтитлана, Тецкоко и Тлакопан.
Мотекусома также повысил статус знати, еще больше отделив ее от остального общества за счет повышенного внимания к титулам, отличительной одежде и знакам отличия, а также придворному этикету.
Таким образом, Мотекусома управлял империей, которая простиралась от северных границ Мексики до сегодняшней Гватемалы. Более того, он даже расширил её и провел четыре большие войны, так что непокоренными остались только тараски на востоке и тлашкальцы на западе.

Монтесума
Листы 30 и 31 (справа налево) Codex Azoyú, ранней колониальной мексиканской рукописи, написанной в середине 16 века, в которой рассказывается об истории региона Тлапа на территории современного Герреро. На этих двух листах рассказывается о военных кампаниях в 5 поселениях в районе Тлапы, начатых императором Мексики Моктесуме II, которые начались в 1503 году и закончились в 1516 году. хотя они кажутся относительно мирными, судя по изображению сидящего воина, а не воина в боевой позиции. На листе 31 показана кампания против Атлитепека, Акокоспана и Тетенанко в 1515 году.

Все эти подчиненные государства платили дань, как указано в налоговых отчетах ацтеков. Дань могла принимать форму традиционных драгоценных материалов, таких как золото и нефрит, экзотических перьев и даже животных, таких как орлы и ягуары. Дань также могла быть в виде одежды, тканей и продуктов питания, таких как кукуруза и какао.

Мотекусома: Жизнь в роскоши

Мотекусома определенно жил как король.

Монтесума
Дворец Монтесумы из Кодекса Мендосы (1542 г.)

В его огромном дворце в столице ацтеков Теночтитлане были висячие сады, вольер на десять комнат с бассейнами с пресной и соленой водой и даже частный зоопарк с ягуарами, орлами, пумами, лисами и змеями среди сотен других экзотических животных.

Монтесума
Фрагмент карты города Мехико-Теночтитлан из издания 1524 года второго письма королю Испании Карлосу I, отправленного испанским капитаном Эрнаном Кортесом, которое, вероятно, было основано на оригинальной карте, присланной им вместе с письмом в 30 октября 1520 г.
На этой карте север указывает вправо.
На детали показано расположение дворца императора Мексики Моктесумы II (обозначенного как Domus Don Muteczuma) слева, который находился к югу от центральной площади города, и зоопарка Тотокалли (обозначенного как Domus Animalum), построенного как часть дворцовый комплекс, также рядом с центральной площадью.

За королем ацтеков ухаживали 3000 слуг, и, по словам Берналя Диаса, типичная королевская трапеза включала сотни специально приготовленных блюд, включая индейку, оленину, утку, голубя, кролика, перепела, рыбу и кабана, которые подавались на прекрасно украшенной керамике Чолула. Вождь ел в одиночестве и за позолоченной ширмой, его развлекали жонглеры и акробаты.

Монтесума
Остатки комнаты во время раскопок, которая стала известна как «Каса Денегрида» (Черный дом) во дворце императора Мексики Монтесумы II.
В этой комнате не было окон, она была полностью выкрашена в черный цвет, и Монтесума использовал ее для медитации.

Другая информация о Мотекусоме включают тот факт, что он несколько раз посещал великий город Теотиуакан, паломничество, которое повлекло за собой пересечение озера Тескоко на каноэ. Что он увлекался карликами, горбунами и альбиносами, которых содержали в специальных покоях в королевском дворце, и мы также знаем, что он носил золотые сандалии и любил охотиться на птиц с помощью духовой трубки.

Монтесума
Иллюстрация на оборотной стороне листа 30 книги VIII Флорентийского кодекса, мексиканской рукописи XVI века, написанной испанским монахом Бернардино де Саагуном, с иллюстрациями местных художников. Кодекс посвящен доиспанской истории и культуре Мексики. На этой иллюстрации изображен Тотокалли, зоопарк Мехико-Теночтитлан, который был построен как часть дворца императора Монтесумы II.

Наконец, он интересовался искусством, астрологией и философией.

Монтесума: Начало конца

Монтесума
Листы с 15-й по 16-ю оборотную сторону Кодекса Мендосы, мексиканской рукописи XVI века, которая, скорее всего, является копией уже не существующих доиспанских рукописей, в которых перечислены военные победы де-факто императора Мексики Монтесумы II, правившего через с 1502 или 1503 по 1520 год.
Рукопись написана письмом науатль с транскрипцией латинским алфавитом и испанскими переводами.
Рядом с горящим храмом написано название каждого завоеванного места. Монтесума изображен слева на листе 15v, перед строкой в самом конце листа, показывающей годы его правления. Перед Монтесумой изображен щит чималли, стрелы и синий копьеметатель, символизирующие войну.

Еще до прихода испанцев у ацтеков не все было хорошо, ибо их империя основывалась не на военной мощи, а существовала как свободная связка подчиненных государств, управляемых марионеточными правителями, которые взимали упомянутые выше дани и навязывали поклонение ацтекскому божеству Уицилопочтли.

Монтесума
Фрагмент лицевой стороны листа 67 Кодекса Мендосы , мексиканской рукописи XVI века, на которой изображены шпионы Mexica tequihua, собирающие информацию о мятежном городе перед штурмом. Согласно описанию на испанском языке, эти операции проводились ночью, чтобы собрать любую информацию, полезную для штурма объекта.

Однако ацтеки, возможно, перестарались, и несколько отдаленных племен начали восстание, особенно после катастрофического поражения в 1515 году от тлашкала и уэшоцинго. Эти восстания против правления ацтеков были подавлены, но проблемы никогда не были далеко от поверхности, и, что, возможно, наиболее важно, жестокое обращение с тлашкалами позже сделало их более чем добровольными союзниками испанцев.

Монтесума
Карта с изображением приблизительных границ королевства Тлачиноллан в начале XVI века, королевства тлапанек на территории современного Герреро, Мексика. Границы Тлачиноллана изображены в зеленой зоне, а также изображены некоторые военные кампании, начатые Империей Мехика в этом районе, вместе с их датами.
Кампании, не показанные на карте:
— Завоевание Атлитепека (1493 г.);
— Завоевание Шипетепека (1503-1509 гг.);
— Завоевание Акокоспана (1515 г.);
— Завоевание Тетенанко (1515 г.);
— Отвоевание Атлитепека (1515 г.).
Источник: Вега Соса, Констанца (1992). «Анналы тлапанеков». Приложение к Справочнику среднеамериканских индейцев 5: 42–48, 51. Остин: University of Texas Press.

Мотекусома, похоже, чувствовал, что впереди его ждут смутные времена, поскольку он придавал большое значение таким предзнаменованиям, как комета, увиденная в 1509 году, и постоянно советовался с предсказателями.

Монтесума
Нецауальпилли (справа) рассказывает Моктесуме о предзнаменованиях, предупреждающих о разрушении империи, согласно Кодексу Дуран.
Иллюстрация в Дуранском кодексе , мексиканской рукописи 16-го века испанского монаха Диего Дурана, изображающая момент, когда Нецауальпилли, тлатоани из Тескоко, предупредил императора Мехикской империи Моктесумы II о разрушении империи. Согласно легенде, незадолго до того, как Мексика попала под контроль Испании, во время правления Монтесумы II произошла серия необычных событий, которые были истолкованы как предзнаменования, предупреждающие о разрушении империи. Согласно некоторым записям, Нецауальпилли был одним из первых, кто заметил и рассказал Монтесуме об этих предзнаменованиях.

Мифология ацтеков предсказывала, что нынешняя эра 5-го солнца в конечном итоге рухнет, как это случилось с предыдущими четырьмя эрами.

Монтесума
Иллюстрация из лицевой стороны листа 165 Кодекса Дурана, рукописи XVI века, посвященной доиспанской истории Мексики, изображающая резню мексиканских торговцев, посланную императором Монтесумой II, устроенную народом Кецальтепека, событие, которое позже привело к его вторжению и завоевание войсками Мексиканской империи.

К 1515 году слухи о быстро приближающемся кризисе подогревались наблюдениями у побережья фантастических плавучих храмов; наконец-то прибыли гости из Старого Света. Первая стратегия вождя ацтеков в отношении странных посетителей из другого мира заключалась в том, чтобы попытаться откупиться от них подарками.

Монтесума
Изображение в Кодексе Дуран прибытия посольства из Уэхоцинго в Мексику с просьбой к императору Монтесуме II о помощи против тлашкальцев после серии поражений, приведших к осаде страны. Монтесума II виден слева, а посольство справа. Изображенное событие произошло где-то около 1504 или 1505 года.

К ним относятся церемониальные костюмы, массивный золотой диск, представляющий солнце, и еще больший серебряный диск, представляющий луну. Однако, во всяком случае, это могло еще больше побудить испанцев разграбить эту новую землю изо всех сил.

Монтесума
Изображение из Кодекса Дуран о завоевании Куатцонтлана, начатом императором Мексики Монтесумой II в начале 16 века. Армия Мексики видна справа, а армия Куатсонтека — слева. Войска разделены рекой. Позади каждой армии видны символы науатль мест, откуда прибыли армии (Теночтитлан и Куатзонтлан). Кодекс Дурана — это рукопись XVI века, написанная испанским монахом Диего Дураном и посвященная доиспанской истории Мексики.

В августе 1519 года предводитель испанских конкистадоров Эрнан Кортес двинулся на Теночтитлан. Согласно испанским источникам, император ацтеков разрешил им войти в город. С этого момента история конфликта вызывает много споров среди ученых, и маловероятно, что испанские хронисты представили совершенно беспристрастный отчет о событиях. Было замечено, что кажется странным, что такой могущественный правитель, как Мотекусома, фигурирует в дошедших до нас записях столь пассивной фигурой. Однако против этого, безусловно, верно то, что испанцы продемонстрировали свою военную доблесть и разрушительную эффективность своего превосходящего оружия — пушек, огнестрельного оружия и арбалетов — в быстром разгроме силы отоми-тласкалан, и они также предприняли быстрые и безжалостные репрессалии против коварный заговор Чололлана. Возможно, Мотекусома принял это к сведению и принял более благоразумную политику умиротворения, а не вступать в бой с противником на поле боя, по крайней мере, в качестве начальной стратегии.

Монтесума
Картина маслом XVII века н.э., изображающая встречу испанского конкистадора Эрнана Кортеса и правителя ацтеков Монтесумы (Мотекусома II) в 1519 году н.э. (Коллекция Джея И. Кислака)

Мотекусома и Кортес, наконец, встретились лично, отношения изначально были дружескими, испанцу устроили экскурсию по городу и они обменялись подарками: Кортес получил ожерелье из золотых крабов, а Мотекусома — ожерелье из венецианского стекла, нанизанного на золотую нить.

Монтесума
Место встречи Моктесумы и Эрнана Кортеса в Кальсада-де-Тлалпан, Мехико, на дороге, соединяющей самую южную часть города с центральной площадью. Эта мемориальная доска, посвященная встрече, находится у восточной стены церкви Иисуса Назарянина в районе Куаутемок.
Памятник на улице Пино Суарес в историческом центре Мехико, который отмечает место, где Моктесума Шокойоцин (Моктесума II) принял испанцев вместе с Эрнаном Кортесом в 1519 году.

Чего бы Мотекусома ни надеялся добиться с помощью дипломатии, его планы рухнули всего за две недели, когда небольшой испанский отряд немедленно взял его в заложники и поместил под домашний арест.

Монтесума
Монтесума схвачен и заключен в тюрьму Кортесом.
Ян Карел Донатус Ван Бек (1638-1722) — Иллюстрации из «Истории завоевания Мексики или Новой Испании» (Gallica-BNF).

Мотекусома был вынужден объявить себя подданным Карла V, передать больше сокровищ и даже разрешить разместить распятие на вершине Великой пирамиды в священной части города.

Монтесума
Испанцы захватывают Монтесуму в Мексике. Иллюстрация из «Философской и политической истории и торговли европейцев», Жан-Леонар Пелле, Женева, 1780 г.

Однако планы Кортеса потерпели неудачу, когда он был вынужден вернуться на свою базу в Веракрусе, чтобы встретиться с конкурирующей испанской фракцией. В его отсутствие оставшиеся испанцы неблагоразумно сорвали религиозную церемонию с человеческими жертвоприношениями, и вспыхнули драки. Воины ацтеков, возмущенные отсутствием решительных действий, отказались от Мотекусомы как от своего лидера, а Куитлауак был избран новым тлатоани.

Гибель Монтесумы

Испанцы заставили Мотекусому усмирить свой народ, но он был поражен камнем по голове и убит.

Монтесума
Побивание камнями Монтесумы, иллюстрация Кейта Хендерсона в «Монтесуме, повелителе ацтеков» Котти Берланда

 

Монтесума
Изображение смерти и кремации Монтесумы из цифрового издания Флорентийского кодекса, созданного Гэри Франсиско Келлером.
Изображения взяты из Фрай Бернадино де Саагун, Флорентийского кодекса. Полное цифровое факсимильное издание на 16 DVD.
Темпе, Аризона: Bilingual Press, 2008.

Кортес вернулся в город, чтобы освободить оставшихся в осаде испанцев, но был вынужден отступить 30 июня 1520 г. в районе, который стал известен как Ноче Тристе. Однако девять месяцев спустя он вернулся, на этот раз со своими тлашкальскими союзниками, и после продолжительной осады город наконец пал. Ацтеки под предводительством Куаутемока, разоренные нехваткой еды и болезнями, окончательно пали в роковой день 13 августа 1521 г.
В Теночтитлане были разграблены все драгоценности, а его памятники разрушены. Из пепла восстала новая столица колонии Новая Испания, и длинная цепь мезоамериканских цивилизаций, которая тянулась вплоть до ольмеков, пришла к драматическому и жестокому концу.

Мотекусома в искусстве

Мотекусома представлен в «Историях Индий» доминиканцем Диего Дураном, где он позирует, когда из него вырезают статуя. Мы знаем об одной конкретной статуе, над которой работали 14 скульпторов в Чапультепеке.

Монтесума
Ацтекский памятник Священной войне (теокалли) или трон Мотекусома II. Вырезано в c. 1507 г. н.э. в ознаменование Церемонии Нового огня того года. (Национальный музей антропологии, Мехико)

Правитель ацтеков также запечатлен на каменном троне, известном как Камень Теокалли, где он изображен с солнечным диском напротив Уицилопочтли.

Монтесума
Фрагмент трона Мотекусомы II, также известного как Памятник Священной войне. Солнечный диск в центре окружен богом Уицилопочтли слева и Мотекусома II справа. Камень был вырезан c. 1507 г. н.э. в ознаменование Церемонии Нового огня того года. (Национальный музей антропологии, Мехико)

Мотекусоме также приписывают, хотя конкретных доказательств этому нет, великолепный головной убор из перьев, который сейчас находится в Музее фюр Фелькеркунде в Вене. Головной убор, вероятно, был частью коллекции артефактов, подаренных Мотекусомой Кортесу, который передал подарки Карлу V.

Монтесума
Головной убор Мотекусомы II, правителя ацтеков 1502-1520 гг. Хотя нет никаких доказательств того, что его когда-либо носил Мотекусома, этот головной убор мог быть среди подарков, которые он преподнес Кортесу, который, в свою очередь, передал их Карлу V.

Головной убор сделан из 450 зеленых кетцалей, синих перьев котинга и розовых перьев фламинго и дополнительно украшен золотыми бусинами и нефритовыми дисками.

Поделитесь с друзьями

Ваша оценка статьи:

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Источники информации

1. Mark Cartwright «Montezuma»
2. Townsend «The Aztecs»
3. Soustelle «Daily Life of the Aztecs on the Eve of the Spanish Conquest»
4. Miller «The Art of Mesoamerica»
5. Coe «Mexico»
6. Almere Read «Mesoamerican Mythology»
7. Тюрин, Зубарев, Бутовский «История древней Центральной и Южной Америки»

наверх