Униформа

Военная одежда армий мира

Униформа

Униформа или военный костюм в истории мировой материальной культуры занимает очень важное место. Испытывая на себе влияние государственного устройства, он является его квинтэссенцией, выраженной языком символов, доступных пониманию современников. Появляясь на весьма высокой стадии развития государства, он развивается, концентрируя в себе все проявления жизни общества – от культуры правящего сословия до экономического состояния общества в целом.
Военная униформа — это не лишь одежда, которой положено быть достаточно удобной, прочной, практичной и легкой, чтобы человек, несущий тяготы ратной службы, был надежно защищен от превратностей погоды и климата, но и своего рода визитная карточка любой армии.
У военной одежды было еще одно функциональное назначение — то, которое оправдывало яркость его расцветки, — облегчить управление боевыми порядками на поле боя. Для того чтобы командиры могли разбираться в обстановке, их подчиненные должны были носить мундиры, не только издалека заметные и броские, но и отличные от тех, в которые были одеты солдаты неприятеля.
Исходя из этого, государства унифицировали покрой и цвета мундиров (отсюда название «униформа») своих войск. При этом пехоте присваивались одни цвета, кавалерии другие, артиллерии третьи…
Униформа становилась все красочнее и пестрее, однако основные цвета оставались традиционными.
Обмундирование менялось параллельно развитию военного искусства, сильно зависело от гражданской моды и традиций.
Золотое и серебряное шитье, разноцветные шарфы, шнуры, галуны вводились для распознавания чинов и воинов, отличившихся в бою.
Внедрение такой униформы преследовало также определенную цель: при небольшой дальности огня воинские колонны или линии внушительностью и блеском уже на расстоянии должны были психологически воздействовать на противника.
Звездным часом военной формы стала Наполеоновская эпоха (1795 — 1815 годы). В это время были созданы наиболее выдающиеся и роскошные образцы военного платья. Наблюдателей поражали экстравагантность, количество деталей, привлекательность военной формы.
Офицеры заказывали себе форму как у военных, так и у штатских портных, постоянно соперничая друг с другом в том, что касалось внешнего вида. В это время, в большей степени чем когда-либо, военная форма, благодаря своей элегантности и главном образом из-за своей широкой распространенности оказалась в фокусе эстетического восприятия. Военная форма во всем своем блеске стала духом времени постреволюционной Европы.
Возникла связь между цветами и нациями — синий у Пруссии, красный у Великобритании, белый у Австрии и России, белый с синим у Франции. Например, подкладка и отделка различных цветов были частично заменены на номера полков на пуговицах и головных уборах.
Становится обычным использование трех форм: ежедневной, боевой и казарменной. Позднее эта диверсификация формы стала отправной точкой для ее адаптации к конкретным условиям службы.
Военная мощь государства подчеркивалась и с помощью одежды, отражающей мужские идеалы, — униформа здесь играла важную роль.
Однако стильная и цветастая форма не спасала от страшного холода или удушающей жары, превращала солдат в удобные мишени. Постепенно она претерпевала изменения, но гораздо медленней, чем этого можно было ожидать.
Многие солдаты во время военных действий предпочитали казарменную или «повседневную» одежду боевой: последняя была менее удобной. Ярких цветов остерегались.
Головные уборы модифицировались — некоторые солдаты специально теряли шлемы и вместо них покрывали фуражки тряпками цвета хаки или повязывали головы мокрыми полотенцами, свернутыми наподобие тюрбана.
Свободные гимнастерки, надеваемые поверх брюк или рейтузов, оказались более подходящими для жаркого климата, — в особенности если их окрашивали в хаки или песочный цвет на местных базарах. До появления устойчивой краски цвета хаки в качестве красителей применялись самые разные вещества: глина, чайный лист, кофе и чернила. Они давали широкий спектр цветов — коричневый, серый, лавандовый и серовато-белый.
Эти остроумные временные решения приводили к тому, что форма имперских армий становилась не столь унифицированной и не столь красивой, как это часто изображалось. Но и эти новации не вызвали быстрых изменений в военной форме.
Хотя цвет хаки широко применялся во время восстания в Индии 1857 — 1859 годов, официально ее будут внедрять гораздо позже.
В преддверии Первой мировой войны военную форму Британии стали шить из саржи цвета хаки, а в качестве головных уборов использовать широкополые шляпы или островерхие кепки цвета хаки. В результате к началу войны «британский солдат был одет наиболее разумно и был лучшим приспособленным бойцом во всей Европе».
Тем не менее, не все армии последовали этому примеру.
Военная форма требовала строгого ухода и выполнения правил этикета. Со временем это радикально изменило отношение к одежде в различных слоях общества и вызвало «потребительскую революцию». Забота об одежде и внешнем виде проникла в гражданскую жизнь, и эстетика военной формы во многом определяла представления о стиле и элегантности.

наверх