Личности

Люди в истории

Шарль д’Эон де Бомон

Шевалье д’Эон в обоих своих «амплуа». Гравюра 1778 года с надписью: «О! Ты - самое необычное создание! Женщина, которая наполовину мужчина, и мужчина, который наполовину женщина» (подпись «Кавалерша д’Эон»)
Шевалье д’Эон в обоих своих «амплуа». Гравюра 1778 года с надписью: «О! Ты — самое необычное создание! Женщина, которая наполовину мужчина, и мужчина, который наполовину женщина» (подпись «Кавалерша д’Эон»)

Когда кавалер д’Эон покинул Францию ​​в 1762 году, он был дипломатом, шпионом на службе у французского короля, драгунским капитаном и мужчиной.
Когда он вернулся во Францию в июле 1777 года в возрасте 49 лет, он был знаменитостью, писателем, интеллектуалом и женщиной — согласно заявлению правительства Франции.
Что случилось? И почему?

Предполагаемый портрет д’Эона в женском платье
Предполагаемый портрет д’Эона в женском платье

Писательница-феминистка Мэри Уоллстонкрафт (Mary Wollstonecraft) восхваляла д’Эон при жизни, а современные транс-группы назвали себя в честь д’Эона.
Профессор Гэри Кейтс (Professor Gary Kates) из колледжа Помона (Pomona College) — один из первых современных ученых, которые скрупулезно изучили жизнь — или жизни — кавалера д’Эона в своей всеобъемлющей биографии «Месье д’Эон — женщина». У Кейтс был доступ к личным бумагам д’Эона, дневникам, финансовым отчетам, документам и письмам, хранящимся в университете Лидса (University of Leeds).

Шевалье д'Эон (Chevaliere D'Eon) Гравюра Жана Конде, опубликованная Джоном Сьюэллом в Европейском журнале (European Magazine) 1 марта 1791 г. Обратите внимание, что дата рождения на гравюре - 5. 8. 1728 года…
Шевалье д’Эон (Chevaliere D’Eon) Гравюра Жана Конде, опубликованная Джоном Сьюэллом в Европейском журнале (European Magazine) 1 марта 1791 г. Обратите внимание, что дата рождения на гравюре — 5. 8. 1728 года…

Тем не менее, Кейтс предупреждает, что история этой загадочной исторической личности далека от завершения.
«Я не думаю, что написал исчерпывающую книгу о д’Эон», — говорит он.  — Как он мог? Это человек, прожил более трех жизней…»

Кавалер д'Эон (Chevalier d'Eon) Автор и издатель: Жан Конде (Jean Condé), продана Джоном Бойделлом (John Boydell). Опубликована 24 июня 1791 г.
Кавалер д’Эон (Chevalier d’Eon) Автор и издатель: Жан Конде (Jean Condé), продана Джоном Бойделлом (John Boydell). Опубликована 24 июня 1791 г.

Рождение и детство д’Эона

Шевалье д’Эон (Le Chevalier D’Éon). (Photo: Wellcome Images, London/CC BY 4.0)
Шевалье д’Эон (Le Chevalier D’Éon). (Photo: Wellcome Images, London/CC BY 4.0)

Шевалье Шарль-Женевьев-Луи-Огюст-Андре-Тимоти д’Эон де Бомон  (Charles-Geneviève-Louis-Auguste-André-Timothée d’Éon de Beaumont) родился 5 октября 1728 года в небольшой аристократической семье  в Тоннере (Бургундия), Франция.
По утверждениям некоторых его биографов, в детстве д’Эона одевали как девочку, а только потом вынудили носить мужское платье. Разъясняют это все желанием не совсем адекватного отца непременно иметь дочь, которое он решил реализовать наперекор самой природе.Иногда звучат более житейские версии – с помощью такого маскарада родители хотели приобрести для своего ребенка какое-то выгодное наследство, которое в противном случае ушло бы из фамильного владения.
Что касается вопроса об истинном поле д’Эона де Бомона, то имеются неопровержимые доказательства того, что он, бесспорно, был мужчиной. Об этом, в частности, говорит протокол медицинского вскрытия его тела после кончины.
После завершения с прекрасными результатами коллежа Мазарини (Коллеж четырех наций) в Париже, семейные связи д’Эона обеспечили ему место на государственной службе. Через некоторое время он был завербован тайной сетью французских дипломатов «Королевский секрет» (Secret du Roi) — разведслужбой короля Людовика XV.

Внешность д’Эона де Бомона

Кавалер д'Эон (Chevalier d'Eon) by Pierre Adrien Le Beau, published by Esnauts et Rapilly, after Claude Louis Desrais engraving, 1763 or after
Кавалер д’Эон (Chevalier d’Eon) by Pierre Adrien Le Beau, published by Esnauts et Rapilly, after Claude Louis Desrais engraving, 1763 or after

Он был невысокого роста, с пухлым почти детским лицом.
Его внешность часто вызывала смех ровесников. Однако в скором времени весельчаки перестали смеяться, потому что д’Эон де Бомон оказался не только чрезвычайно разумен, но и прославился как один из наилучших фехтовальщиков во всей Франции.
В своих «Мемуарах» он написал, что как-то, ради шутки явился на придворный бал в женском костюме, и это его переодевание привлекло к себе внимание короля Франции Людовика XV.
Тем не менее, откуда у короля неожиданно появилась безумная мысль послать его в женском платье в Россию, так и остается загадкой. По некоторым версиям, эту мысль ему подсказала его фаворитка маркиза де Помпадур. Возможно, она посчитала, что в женском наряде д ’Эон де Бомон проще войдет в круг приближенных русской императрицы Елизаветы Петровны.

Фрейлина императрицы Елизаветы Петровны

Д’Эон де Бомон (Charlotte-Genevieve-Louise-Auguste-Andrée-Timothée D'Eon de Beaumont) Гравюра Пьера Жана Батиста Браделя, 1779 г.
Д’Эон де Бомон (Charlotte-Genevieve-Louise-Auguste-Andrée-Timothée D’Eon de Beaumont) Гравюра Пьера Жана Батиста Браделя, 1779 г.

Чтобы понять политическую ситуацию того времени, надо знать, что Англия, исконный враг Франции, вступила в союз с Россией и начала укреплять армию. Вполне естественно, что король Франции Людовик XV увидел в этом серьезную угрозу.
Однако из-за того, что французские дипломаты были высланы из столицы России, он при всем желании не мог оказать влияние на эту ситуацию.
В конце концов, в 1755 году король Людовик XV отправил в Санкт-Петербург двух своих тайных агентов. На них была возложена задача убедить русскую императрицу Елизавету Петровну отказаться от союза с Англией. Одним из них был шотландский дворянин, шевалье Дуглас (Александр-Пьер де Маккензи-Дуглас), который под видом английского аристократа якобы ехал в Россию по предписанию докторов, которые рекомендовали ему местный климат для поправки здоровья.
Совместно с ним ехала и его племянница, миловидная молоденькая девушка по имени Лия де Бомон. На самом же деле это был д ’Эон де Бомон, обильно обеспеченный роскошными женскими туалетами.
В то время как Маккензи-Дуглас безуспешно старался установить доверительные отношения с русским двором, Лия де Бомон без особого труда вошла в круг российских царедворцев, которые были приближенны к императрице Елизавете. Де Бомон до такой степени отлично вжился в роль благородной девицы, что императрица назначила его своей фрейлиной.

Кавалер д'Эон (Chevalier d'Eon) Пунктирная цветная печать изображения Фрэнсиса Хаварда (Francis Haward), напечатанная Л. Дорвалем (L. Dorval), возможно в 1788 году или позже.
Кавалер д’Эон (Chevalier d’Eon) Пунктирная цветная печать изображения Фрэнсиса Хаварда (Francis Haward), напечатанная Л. Дорвалем (L. Dorval), возможно в 1788 году или позже.

Он довольно часто бывал на придворных балах, которые, переодевшись мужчиной, посещала сама Елизавета Петровна.
Через некоторое время у Лии де Бомон появились страстные воздыхатели мужского пола. Никто и не заподозрил, что он мужчина, – в том числе и другие фрейлины, с которыми ему доводилось спать в одной кровати (приближенные фрейлины спали по двое в постели в покоях, соседствовавших со спальней Елизаветы Петровны).
Д’Эон де Бомон и Маккензи-Дуглас систематически отправляли во Францию донесения о состоянии дел в России. Сообщения эти казались невинными письмами купца, торгующего мехами, так чтобы не вызвать подозрений, если ими вдруг заинтересуется сыскная служба.
На тайную встречу с российским вице-канцлером Михаилом Илларионовичем Воронцовым, считавшимся сторонником улучшения отношений России с Францией, «мадемуазель де Бомон» явилась напичканной шифрами и тайными бумагами. В подошве ботинка находился ключ от шифрованной переписки, а в ее корсете было зашито полномочие о праве ведения переговоров.
В кожаном же переплете бывшей при ней книге Монтескье «О духе законов» были вложены секретные письма Людовика XV. Книга эта предназначалась императрице Елизавете…
Елизавета, прочитав письма Людовика XV, пришла в восторг. Несмотря на то, что политические отношения между Россией и Францией действительно были не очень стабильными, сам Людовик XV всегда был симпатичен императрице.
Елизавета Петровна написала Людовику ответ с предложением прислать своего представителя к русскому двору. Это письмо она передала д’Эону де Бомону, который после того, как раскрылась его роль в этой интриге, понравилсяей еще больше.
Спустя несколько недель д’Эон де Бомон и Маккензи-Дуглас отъехали во Францию, увозя с собой это ценнейшее письмо. На прощание императрица Елизавета пожаловала ему 300 золотых монет и миниатюру с собственным изображением.
Д’Эон де Бомон вернулся во Францию, блестяще исполнив возложенную на него миссию: он убедил русскую императрицу расторгнуть договор с Англией и заключить союз с Францией.
Когда Людовик XV узнал, что Россия готова подписать союзнический договор, он пожаловал д’Эону де Бомон украшенную драгоценными каменьями табакерку и – в качестве особой награды – произвел его в чин капитана кавалерии.

Новая миссия д’Эона де Бомон в России

В скором времени д’Эон де Бомон в качестве секретаря посольства опять-таки отправился в Санкт-Петербург.
Некоторые из придворных подметили его потрясающее сходство с мадемуазель де Бомон, однако ответ уже был наготове: он ее родной брат. Лишь только царица Елизавета узнала правду, тем не менее она не разгневалась за этот обман, а только посмеялась и предложила д ’Эону де Бомону должность в правительстве и высокий чин в русской армии. Однако он отказался вежливо и изящно, до такой степени, что это еще более подняло его в глазах русской императрицы.
Д’Эон де Бомон продолжал быть посредником между российским и французским дворами даже после того, как в 1757 году в столицу России прибыл официальный французский посол маркиз де л’Опиталь.

Похищение копии «завещания» Петра Великого

Собственно во время своего второго пребывания в русской столице д’Эон де Бомон, по его словам, сумел похитить из самого секретного императорского архива копию «завещания» Петра I.
О подлинности этого завещания до сих пор ведутся споры. Есть даже мнение, что оно создано самим д’Эоном.
Так называемое «завещание» Петра I – это документ, в котором якобы первый русский император в 14 пунктах ставит перед своими наследниками задачу установления мирового господства. Постоянными войнами и искусной политикой Россия должна была завоевать всю Европу и подойти как можно ближе к Константинополю и Индии.
Раздробив Швецию, завоевав Персию, покорив Польшу и захватив Турцию, она должна была поссорить Францию с Австрией и, после того, как обе эти страны будут обессилены, в решительную минуту двинуть русские войска в Германию и заполнить Францию «азиатскими ордами».
Что интересно, об этом завещании упоминает в своих мемуарах сам д’Эон де Бомон. «Мемуары шевалье д’Эона» были изданы в 1836 году Гайярде, однако  уже в 1870 году этот самый Гайярде выпустил новое издание своей книги, в котором открыто признался в мистификациях и выдумках, внесенных им в первое издание.
Что касается «завещания», то позднее этот «документ» под названием «Копия плана европейского господства» был неоднократно переиздан в разных книгах.
И что поразительно, в Европе этот «документ» не встретил никаких сомнений и при любых осложнениях «восточного вопроса» выдвигался дипломатами как улика против России.

Немилость мадам Помпадур

Однако вернемся к д’Эону де Бомону.

Драгун шевалье д’Эон. Офорт Робена де Монтиньи, XVIII век
Драгун шевалье д’Эон. Офорт Робена де Монтиньи, XVIII век

В 1761 году он в качестве капитана драгунского полка принимал участие в Семилетней войне, был адъютантом маршала де Брольи, был два раза ранен и получил за храбрость орден св. Людовика , что дало право на получение титула шевалье (в 1804 году продажа этого ордена выручит д’Эона из долговой тюрьмы).
После этого, в 1764 году (по другим данным в 1763 году), он сопровождал герцога де Нивернэ в Лондон, где взял на себя руководство французской шпионской сетью.

Шевалье д'Эон (Шарлотта-Женевьев-Луиза-Огюст-Андре-Тимоти Д'Эон де Бомон) в форме кавалерийского капитана Автор и опубликовал Пьер Жан Батист Брадель (Pierre Jean Baptiste Bradel),гравюра и офорт, 1779 г.
Шевалье д’Эон (Шарлотта-Женевьев-Луиза-Огюст-Андре-Тимоти Д’Эон де Бомон) в форме кавалерийского капитана Автор и опубликовал Пьер Жан Батист Брадель (Pierre Jean Baptiste Bradel),гравюра и офорт, 1779 г.

Семилетняя война окончилась с печальным для Франции итогом, в частности, ее огромные владения в Северной Америке отошли британской короне. Людовик XV втайне мечтал о реванше и поручил шевалье прощупать почву для внезапного вторжения в Англию, а также выяснить, поддержит ли это политическая оппозиция островного государства.
Однако, к несчастью для д ’Эона де Бомона, у короля Людовика XV была влиятельная и жадная до власти фаворитка – маркиза де Помпадур. Ее постоянно возмущало, что тайная служба французского короля находится не под ее контролем.

Кавалер д'Эон (Chevalier d'Eon) Опубликовано Сэмюэлем Хупером (Samuel Hooper) 20 марта 1773 г.
Кавалер д’Эон (Chevalier d’Eon) Опубликовано Сэмюэлем Хупером (Samuel Hooper) 20 марта 1773 г.

Поэтому Д’Эон де Бомон попал в число первых, кто впал в немилость сиятельной фаворитки. Маркиза де Помпадур пыталась вызвать его к себе, но он, зная, что очень рискует, не повиновался ей и остался в Англии.
Тем не менее, маркиза де Помпадур не оставила д’Эона де Бомона в покое. Вначале ему перестали  выплачивать жалованье, вслед за тем перешли к более грубым методам.
Его попытались отравить, однако он выздоровел.
Его захотели похитить, но он избежал западни.
При всем при том удача не могла быть вечной. «Благодаря» стараниям маркизы де Помпадур все близкие друзья д ’Эона де Бомона были выдворены с тайной службы, и дальнейший отказ подчиняться приказам мог быть расценен как государственная измена.
Гроза разразилась в 1774 году, когда король Людовик XV, покровитель д’Эона де Бомона, умер от оспы.

Король Людовик XV
Король Людовик XV

Бессильный против интриг мадам де Помпадур, король все-таки делал все, чтобы защитить от ее происков своего доверенного агента. Теперь же д ’Эон де Бомон остался совсем один и без гроша в кармане.
Справедливости ради надо заметить, что есть и другие версии случившегося.
По одной из них, тайная разведывательная сеть «Королевский секрет» (Secret du Roi) после смерти короля Людовика XV была распущена. У д’Эона де Бомона остались секретные документы, которые смогли бы скомпрометировать Францию. Договариваться с шевалье отправили работавшего на правительство Пьера-Огюстена де Бомарше, знаменитого драматурга и автора пьес о севильском цирюльнике Фигаро.
Бомарше встретился с д’Эоном несколько раз, и в какой-то момент шевалье доверительно сообщил эмиссару, что… на самом деле он женщина, которую обстоятельства вынуждали всю жизнь притворяться мужчиной. «Когда думаешь, что это преследуемое создание принадлежит к тому полу, которому все прощают, сердце сжимается от нежного сострадания…» — писал драматург Людовику XVI.

Мадемуазель д'Эон. (Фото: Библиотека Конгресса / LC-USZ62-101757)
Мадемуазель д’Эон. (Фото: Библиотека Конгресса / LC-USZ62-101757)

В результате был заключен договор, по которому д’Эон де Бомон мог возвратиться во Францию, не боясь за свою жизнь, но он обязан был вернуть документы в обмен на выплату солидной пенсии. Кроме того, с этого времени д’Эон навсегда должен был жить в женском платье. Наверное, новый король Людовик XVI подумал, что в серьезность слов странной женщины навряд ли кто-то поверит.
Согласно же другой версии, деятельность д’Эона де Бомона в Лондоне была прекращена с назначением нового посла, графа де Герши, с которым шевалье не сошелся характерами. Дело якобы могло завершиться дуэлью, но драться с д’Эоном де Бомоном посол не хотел, ибо в фехтовании против шевалье он не имел никаких шансов, ведь тот считался одним из лучших фехтовальщиков Европы.
Как раз якобы в этот момент с подачи посла и начались разговоры, что его оппонент – не мужчина, а женщина. Зачем это было нужно графу, его родственникам и другим противникам д’Эона де Бомона, понятно. Будучи женщиной, шевалье не смог бы драться на дуэли, а значит – его оппонентам не стоило опасаться за свою жизнь.

Д’Эон де Бомон признает себя женщиной

Кавалер д'Эон (Chevalier d'Eon) Гравюра, около 1777 г. (by and published by Charles François Le Tellier (Letellier), after Johan Michael Baader)Sharl d eon 13
Кавалер д’Эон (Chevalier d’Eon) Гравюра, около 1777 г. (by and published by Charles François Le Tellier (Letellier), after Johan Michael Baader)

В итоге д’Эон пишет письмо королю Людовику XVI, в котором говорилось, что все уверены в том, что он офицер французской армии, однако на самом-то деле он женщина, и ей бы хотелось вернуться домой. Д’Эон де Бомон рассудил, что ни один галантный француз не причинит вреда даме.
И он не ошибся в своих расчетах.
Однако в одном ему очень не повезло. Людовик XVI пришел в ужас оттого, что женщина носит мундир офицера французской армии. Он разрешил д ’Эону де Бомону вернуться во Францию, но при одном условии: теперь он до конца жизни должен ходить в женском платье. Впрочем, бывшему шевалье разрешили носить главную военную награду, крест Святого Людовика.
На новый гардероб для мадемуазель корона выделила немалую сумму, а королева Мария Антуанетта предоставила ей собственную модистку.
Д’Эон де Бомон вынужден был согласиться. Тем не менее, вернувшись в 1777 году во Францию, он не выполнил своих обязательств. Когда король Людовик XVI узнал о том, что д’Эон де Бомон по-прежнему носит военный мундир, он отправил королевских гвардейцев с приказом арестовать его. Д’Эон де Бомон отчаянно сопротивлялся, но его все же скрутили и увезли в тюрьму.
В дальнейшем его выпустили на свободу, однако терпение Людовика XVI иссякло.
В 1785 году король отправил д’Эона де Бомона в изгнание в Лондон.

Д’Эон де Бомон в изгнании

Портрет д'Эона работы Томаса Стюарта (1792 г.) в Национальной портретной галерее, Лондон
Портрет д’Эона работы Томаса Стюарта (1792 г.) в Национальной портретной галерее, Лондон

Англия в те времена переживала игорный бум. Люди делали невероятные ставки на все, что только могло прийти в голову. Через некоторое время после приезда Бомона в Лондон уже заключались пари на то, кто же все-таки этот д’Эон де Бомон – мужчина или женщина. В общей сложности на кон была поставлена огромная по тем временам сумма — около 120 000 фунтов стерлингов.

Карикатура Шарля Бенджамина Инкледона (Charles Benjamin Incledon) на д'Эона, «предъявляющего ... доказательства против определенных лиц». Шевалье д’Эон изображен в виде обезьяны, которую тошнит на политических противников. Британская карикатура 1769 года
Карикатура Шарля Бенджамина Инкледона (Charles Benjamin Incledon) на д’Эона, «предъявляющего … доказательства против определенных лиц». Шевалье д’Эон изображен в виде обезьяны, которую тошнит на политических противников. Британская карикатура 1769 года

При всем этом, д’Эон де Бомон упрямо отказывался прояснить ситуацию. Были мнения, что он сам, конечно, через подставных лиц, заключал крупные пари о том, к какому же полу он принадлежал.
Он продолжал ходить в женской одежде, а официально на жизнь зарабатывал уроками фехтования. О его умении сражаться на шпагах ходили легенды. Посмотреть на поединки с его участием собиралась вся лондонская аристократия.

Поединок по фехтованию между господином шевалье де Сен-Жоржем и мадемуазель Шевальер д'Эон де Бомон в доме Карлтона 9 апреля 1787 года. Гравюра Виктора Мари Пико по оригинальной картине Шарля Жана Робино.
Поединок по фехтованию между господином шевалье де Сен-Жоржем и мадемуазель Шевальер д’Эон де Бомон в доме Карлтона 9 апреля 1787 года. Гравюра Виктора Мари Пико по оригинальной картине Шарля Жана Робино.

По словам современников Д’Эон не был очень женственным. У него была щетина, он поправлял юбку, когда поднимался по лестнице, был довольно строгим и грубым.

Карикатура на д'Эона, одетого наполовину в женскую одежду, наполовину в мужскую одежду Опубликована в London Magazine в сентябре 1777 года, автор неизвестен.
Карикатура на д’Эона, одетого наполовину в женскую одежду, наполовину в мужскую одежду Опубликована в London Magazine в сентябре 1777 года, автор неизвестен.

Тем не менее, денег катастрофически не хватало и д’Эон де Бомон влез в долги.
Остаток жизни он прожил в совершенной нищете и умер 21 мая 1810 года в возрасте 81 года в дешевых меблированных комнатах. Хозяйка дома была неподдельно потрясена, когда оказалось, что престарелая дама, за которой она ухаживала последние 14 лет, оказалась… мужчиной.
Врач, который осмотрел тело умершего, записал, что обнаружил «мужские гениталии, прекрасно развитые во всех отношениях».

Кавалер д'Эон (Chevalier d'Eon) Пунктирная гравюра Томаса Чемберса (Chambars), опубликованная Бенджамином Билом Эвансом 12 июля 1787 г.
Кавалер д’Эон (Chevalier d’Eon) Пунктирная гравюра Томаса Чемберса (Chambars), опубликованная Бенджамином Билом Эвансом 12 июля 1787 г.

Однако доктор Коупленд отметил и некоторые аномалии:
«В строении его конечностей отмечена необычная округлость, борода очень редкая, а волосы были такого светлого оттенка, что их едва можно было различить на руках, ногах и груди; горло было отнюдь не мужским, плечи — квадратными и красивыми, грудь — удивительно полной, руки, кисти и пальцы — женскими, бедра — очень маленькими, а ноги и ступни соответствовали рукам и плечам».
Однако не все историки считают данное заключение подлинным.

Мемориал Бёрдетт-Куттс на кладбище Олд-Сент-Панкрас в Лондоне, 1877–1879 годы. На нем упомянуто и имя похороненного в этом районе шевалье д’Эона.
Мемориал Бёрдетт-Куттс на кладбище Олд-Сент-Панкрас в Лондоне, 1877–1879 годы. На нем упомянуто и имя похороненного в этом районе шевалье д’Эона.

Со временем английский психиатр Хэвлок Эллис даже ввел в оборот термин «эонизм», называя так «сексуальную перверсию, связанную с неправильным осознанием своего пола, изменением психосексуальной ориентации в сторону противоположного пола». Термин, однако, не прижился.

Рассел Малифант (Russell Maliphant) в роли д'Эона в постановке МакКуина (McQueen) «Eonnagata». Фотография: Эрик Лаббе (Erick Labbe).
Рассел Малифант (Russell Maliphant) в роли д’Эона в постановке МакКуина (McQueen) «Eonnagata». Фотография: Эрик Лаббе (Erick Labbe).

Общество Бомонта (Beaumont Society), которое оказывает помощь трансгендерному сообществу, было названо в честь Д’Эона.

Поделитесь с друзьями

Ваша оценка статьи:

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Источники информации

1. Гречена «Кавалер-девица короля Людовика XV»
2. Linda McRobbie «The Incredible Chevalier d’Eon, Who Left France as a Male Spy and Returned as a Christian Woman»
3. Brown «Portrait mistaken for 18th-century lady is early painting of transvestite»
4. Mackrell «The name's d'Eon. Chevalier d'Eon»
5. Федоров «Она - мужчина! Захватывающая история переодеваний, запутавшая Европу»


наверх