История

Мировая история в фактах

Гробница Райи

Гробница Райи
Расположение гробницы Райи.

Большой опыт, наличие интуиции и присутствие удачи привели Алена Зиви к этой гробнице на древнем кладбище близ Саккары. При содействии Министерства иностранных дел Франции он уже нашел там несколько погребальных камер, выдолбленных в склоне холма, в том числе сооруженную для высокопоставленного к чиновника, служившего во времена Рамзеса Великого и принадлежавшую женщине по имени Майя, кормилице Тутанхамона, наследника Эхнатона.

Гробница Райи
Расположение гробницы Райи

Вот что рассказывает сам Ален:
«Когда моя команда наполняла мешки песком, чтобы укрепить раскоп, под лопатами появилось отверстие в скале. Я с удивлением осмотрел погребальный храм: его украшали колонны и резная каменная стела.
В глубине мы обнаружили две комнаты, украшенные барельефами, а затем лестницу, ведущую в недостроенную погребальную камеру.
Надписи рассказывают, что у владельца гробницы было два имени: Райа и Хатиаи. Сын золотых дел мастера, он стал главным хранителем сокровищницы храмов Атона в новой столице Ахетатоне и старой – Мемфисе.

Гробница Райи
Схема гробницы Райи.
Художник Шон Гульд.

Другими словами, этот человек отвечал за сохранность золота и других пожертвований богу Атону, пожалуй, в двух важнейших городах Египта. Скорее всего, он близко знал самого великого Эхнатона.
Многие рельефы свидетельствуют о том, что Райа был последователем новой религии фараона. Но некоторые из них явно были изменены, очевидно, еще при жизни хозяина.
Возник вопрос — почему?»

Гробница Райи
Ахмад Эль-Дави реставрирует одну из самых очаровательных сцен гробницы: Райи ловит рыбу в садовом пруду.

На стенах гробницы Райи — прекрасные барельефы, созданные лучшими мастерами Египта. Это не просто украшения. Пропитанные магией, они должны были облегчить путь в загробный мир и оберегать вечную жизнь покойного.
Во время церемонии «отверзания уст» жрец возвращает чувства мумии Райи, которую держит вертикально оплакивающий усопшего родственник.
Эта сцена показывает, что такие традиционные приготовления к вечной жизни продолжали существовать даже во время правления реформатора Эхнатона. Однако, поскольку фараон поклонялся Атону, в сопровождающем тексте не упоминается, как это было принято, Осирис, бог загробного мира.
Все барельефы на стенах гробницы прославляют только Атона.
Удивительно то, что на стеле в погребальном храме выбиты имена многих других египетских богов. На одной из панелей Райа с женой приносят дары Осирису.

Гробница Райи
Райа с женой приносят дары Осирису

В надписях упоминаются Птах, покровитель Мемфиса, и Амон, которому жена Райи посвятила гимны.
Эта стела — ключ к пониманию того, что же произошло с гробницей. Может быть, ее установили уже после смерти реформатора Эхнатона. Вероятно, Райа и его современники при новом фараоне Тутанхамоне вернулись к старой религии, чтобы себя обезопасить.
Райа построил эту гробницу для себя и своей жены. Есть два ее изображения: она сидит позади мужа и приносит в дар цветы.

Гробница Райи
Майя сидит позади Райя
Гробница Райи
Майя приносит в дар цветы

Никто здесь так и не был похоронен.
Райа сторожит проход в недостроенную погребальную камеру. Во времена, когда люди отступали от идей покойного Эхнатона, у Райи, вероятно, из-за гробницы начались неприятности, хотя он несколько изменил ее, например поставил стелу.

Гробница Райи
Райа сторожит проход в недостроенную погребальную камеру

Почувствовав, что пахнет жареным, Райа, похоже, ее просто забросил. Возможно, он все же смог спасти карьеру благодаря своим связям.
Надписи сообщают нам, что его жену звали Майя. Была ли она той самой Майей, кормилицей фараона Тутанхамона?
Хотя гробница и была подвержена разграблению ворами, которые сняли куски расписного декора, сохранилось много красивых деталей, которые были тщательно сохранены и очищены, чтобы посетители могли ими восхищаться сегодня.
Дра Абу-эль-Нага — это северная часть некрополя на западном берегу, который служил местом захоронения древних Фив. Он расположен на северном конце широкой бухты скал Дейр-эль-Бахари, на месте погребальных храмов Монтухотепа II и царицы Хатшепсут.
Дра Абу эль-Нага с видом на Карнакский храм на другом берегу Нила стал кладбищем для придворных чиновников и элитного духовенства во времена Нового царства. Их красиво украшенные гробницы служили для защиты их бренных останков, преобразования умерших, чтобы они могли возродиться и жить в загробной жизни, а также служили проводником к опасностям, с которыми они могут столкнуться на пути.
Высокопоставленное положение Райя как четвертого жреца Амона дало ему возможность построить небольшую гробницу в эксклюзивном месте, которое он делил со своей женой Мутемвией (Майей).
Одна из ключевых сцен часовни-гробницы находится на невысокой западной стене. Именно под этой сценой была вырыта шахта, ведущая к погребальной камере гробницы, в которой когда-то хранились мумии Райи и Мутемвии.

Гробница Райи
Одна из ключевых сцен часовни-гробницы

Сцена показывает два гроба, стоящие вертикально на платформе во дворе гробницы. Высокий букет опирается на часовню-гробницу, простирающуюся от западных гор, место, где садится солнце и начинается воскресение. Скорбящие женщины – возможно, родственники – тянутся, чтобы прикоснуться к первому гробу.
Позади женщин стоит священник, который поливает гробы очищающей жидкостью, пока писец читает свой свиток.
Над гробницей находится небольшая пирамида, которую, возможно, расчистили при строительстве двора для другой гробницы, расположенной выше на холме. Двойной ряд погребальных конусов украшает пирамиду, а также карниз часовни гробницы. Эти конусы были вдавлены в гипс, чтобы показать их плоские основания, на которых были указаны имя и титулы умершего, чтобы сохранить свой социальный статус на земле и в загробной жизни.
Один из способов демонстрации статуса, как показано на восточной стене часовни-гробницы, — это группа плачущих женщин, которые следовали за похоронной процессией к могиле. Как вы можете видеть, они кажутся обезумевшими из-за потери Райи, хотя ни одна из женщин, возможно, на самом деле не встречалась с ним. Это профессиональные скорбящие, нанятые для того, чтобы усилить зрелищность похоронной процессии Раи. Громко вопя, они посыпают голову пылью в знак глубокой печали.

Гробница Райи
Группа плачущих женщин, которые следовали за похоронной процессией к могиле

«Часто такие скорбящие переоценивают свою роль», — объясняет египетский египтолог Абир эль-Шахавин в книге «Погребальное искусство Древнего Египта».
Одна из женщин в кортеже, справа на этом фото, «царапает ногтями щеки так, что кровь течет по лицу».
Обычно сцены рыбалки в гробницах включают в себя подводную охоту умерших с папирусной лодки или группы мужчин, ловящих рыбу сетью. Гораздо реже встречаются сцены ловли на леску.
Эта сцена с северной стены часовни-гробницы показывает Райя, сидящего на стуле и ловящего рыбу из садового пруда.

Гробница Райи
Рыбалка Райи

На каждый из его крючков поймана рыба тилапия.
Мы также видим ба Райи, изображенную в виде птицы с человеческой головой, которая символизирует подвижный аспект его духа, который может покинуть гробницу, чтобы насладиться освежающей тенью и водой из его сада.
Будучи представителем жреческой элиты, Райя мог позволить себе громкие и пышные похороны и хотел, чтобы все об этом знали.
Интересно, что качество нижней части этого рисунка не на том же уровне, что и остального. Это может указывать на то, что над некоторыми фрагментами гробницы Райи работал менее квалифицированный художник, или, возможно, это было вызвано быстро приближающимся сроком: похоронами этого человека.

Гробница Райи
Похороны Райи

Слева в нижней части мы видим украшенную похоронную барку, на которой везут мумифицированное тело. Эту барку тянут вперед два животных. Как ни странно, ноги животных не были нарисованы; возможно, это еще один признак спешки художников.
Животных подбадривает мужчина с поднятыми руками.
Трое других мужчин, тесно прижавшись друг к другу, тоже тянут сани.
Напротив всех них стоит священник в мантии из леопардовой шкуры, ожидающий прибытия барка.
По сравнению с тщательно прорисованной верхней частью со столом для подношений, персонифицированной колонной джед и священной птицей Бену (священной птицей Гелиополя), мужчины, тянущие барку, кажутся довольно упрощенными.
Внутри могилы Райи сотрудники Полевой школы консервации ARCE столкнулись с рельефами, покрытыми столетиями сажи и грязи. Вы можете увидеть драматические изменения, которых добилась команда, на этой фотографии восточной стены часовни-гробницы «до» и «после».

Гробница Райи
Рельеф до и после реставрации

В сцене у южной стены центрального зала гробницы изображена пара пушистых друзей под стульями Райи и его жены Мутемвии.
Кот сидит и играет с чем-то вроде красного цветка, а обезьяна отрывает фрукты с ветки.
Эта панель была размечена для снятия ворами (видны выбоины с трех сторон). К счастью, похоже, они передумали, когда с головы Рая откололась часть гипса.
Так почему же кот и обезьяна?

Гробница Райи
Кот и обезьяна

Кот вполне мог быть любимым питомцем Мутемвиа, компанией которого она хотела наслаждаться вечно. Или, возможно, связь кошки с богиней Бастет сделала ее символом заботы, плодородия и женской сексуальности.
К Новому царству обезьяны в Египте вымерли, поэтому их пришлось завозить из Эфиопии и Сомали. Таким образом, обладание им было заметным подтверждением богатства и статуса.

Гробница Райи
Деталь украшения потолка в гробнице Райи

Гробница Райи — это классическая гробница Т-образной формы, включающая в себя передний двор, поперечный зал и святилище, в котором когда-то находилась статуя сидящей пары.

Гробница Райи
Схема гробницы Райи
Гробница Райи
Учащиеся Полевой школы охраны природы ARCE Луиза Барси (слева) и Асмаа Або Эль Хасан (справа) старательно прикрепляют к потолку фрагменты декоративной штукатурки. Остальные части потолка украшены утками, голубями и цветами лотоса, символами плодородия и новой жизни.
Гробница Райи
Статуи в гробнице Райи

 

Поделитесь с друзьями

Ваша оценка статьи:

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Источники информации

1. Ален Зиви «Тайна слуги бога Солнца»






наверх