Непознанное

Аномальное в нашей жизни

Фотографии призраков

Фотографии призраковВ 1862 году начал свою деятельность Мемлер — самый известный специалист того времени по фотографированию призраков.
Мёмлер был по профессии гравером, но он имел привычку по воскресеньям посещать одного своего друга, который работал в фотоателье, и с удовольствием наблюдал за его работой. Так он постепенно научился технике фотографирования, не имея в то же время никакого представления о природе и действии химических веществ.
В одно из воскресений Мемлер находился совершенно один в мастерской своего друга и попробовал снять свой собственный портрет. В результате на пластинке, кроме себя, он обнаружил еще какую-то другую фигуру.
До этого момента Мемлер абсолютно ничего не слышал о снимках духов и потому сначала думал, что эта вторая фигура получилась из-за того, что пластинка была не совсем чиста и сохраняла следы какой-нибудь прежней карточки, как это нередко случалось при употреблявшемся тогда коллодийном способе.
Опыты, проведенные позднее, при которых эта возможность была совершенно исключена, привели его к убеждению, что подобные изображения духов получаются от действия силы, над которой человек не властен.
Так как аналогичные изображения часто получались на его пластинках и у него появился интерес к их исследованию, Мемлер решил, по совету некоторых друзей, оставить свое прежнее занятие и посвятить себя фотографии. После обучения этому искусству, он стал работать в качестве фотографа и медиума, но его деятельность на этом поприще продолжалась недолго, так как случайно обнаружилось, что на многих его фотографиях в виде призрака фигурирует изображение личности, которая была еще жива…
После этого открытия публика утратила к нему доверие, и о Мемлере и его карточках ничего не было более слышно, пока он не появился в 1869 году в Нью-Йорке.
Однако и здесь через несколько месяцев ему было предъявлено обвинение в обмане — несколько фотографов обнаружили метод, с помощью которого он вызывал на пластинках образы духов. Правда, четверо других специалистов объявили, что они следили за всеми его операциями и никогда не отмечали ничего подозрительного. Один из них даже приглашал Мёмлера к себе в дом, но и здесь все-таки получались изображения духов, хотя Мёмлер имел дело с пластинками и аппаратами, которые до этого никогда не были в его руках…
После этого свидетельства судья решил, что хотя лично он уверен в том, что обвиняемый действовал обманным образом, но все-таки по отношению к нему нельзя вынести обвинительный приговор из-за отсутствия достаточных доказательств. В дальнейшем это достаточно сомнительное оправдание, несомненно, было сильно утилизировано спиритами.
В этом процессе фигурировали также лица, которые под присягой утверждали, что в изображениях духов они вполне отчетливо признали своих умерших родственников и друзей. Это, конечно, оказалось весьма убедительным доводом в пользу подлинности таких изображений.

Фотографии призраков

Мёмлер был оправдан и еще много лет продолжал свою деятельность на радость верующим спиритам.
В 1872 году фотограф Гедеон (Великобритания) начал делать такие же изображения, какие удавались Мёмлеру, но они были исполнены настолько грубо, что сами спириты сначала заподозрили его, а затем и отступились от Гедеона.
Стюарт Гордон в «Энциклопедии паранормальных явлений» описывает следующий случай.
«Одна неизвестная по имени дама (мы можем назвать ее м-с X) пришла однажды со своим другом м-ром Ф. к Гедеону и была им снята. На карточке оказался ее умерший отец в бархатной шапочке, которую он носил в последние годы своей жизни и по которой именно м-с X узнала его.
Ближайшие обстоятельства, при которых возникла эта карточка, рассказаны самой м-с X в одном письме к приятельнице, а письмо это было напечатано в «Человеческой природе» (Human Naiure за 1894 г.) известным спиритическим писателем Стэнтоном Мозесом под псевдонимом M. А. (Оксон). Из этого довольно пространного письма я приведу следующие главные пункты.
М-с X жила в деревне в пятнадцати милях от Лондона и не знала никаких других спиритов, кроме своих двух дочерей, из которых одна была медиумом. Через эту дочь она постоянно получала сообщения от одного духа, который выдавал себя за ее умершего отца; дух этот очень хотел показать себя ей, но сила медиума была для этого недостаточна. Однажды вечером, когда они по обыкновению сидели у стола, вдруг получилось сообщение: «иди к Гедеону, я покажу себя там». Тогда они согласились в том, что надо условиться в каком-либо определенном признаке на случай, если сходство изображения будет незначительно, и мать сказала дочерям, что она только будет думать об этом признаке, но не назовет его, чтобы его не выдать. Она так и поступила, и стол показал своими оживленными движениями, что он одобряет выбор.
Несколько дней спустя мать отправилась с той дочерью, которая не была медиумом, в Лондон. Дорогою дочь попросила у матери, чтобы та сообщила ей избранный признак: в противном случае, если этот признак будет известен только матери, скептики легко могут сделать потом свои возражения. Тогда м-с X шепнула дочери на ухо то, что она задумала.
По прибытии в Лондон они расстались: дочь отправилась посещать разные лавки, а м-с X пошла к своей приятельнице, чтоб идти вместе с нею к Гедеону. Она никогда не была у него прежде, а он не знал ее даже по имени; но уже на самой первой пластинке вышел ее умерший отец со своими резкими чертами лица под упомянутой черной бархатной шапочкой, которая как раз была тем доказательством тождества, которое задумала мать.
Таково краткое содержание письма. Факт этот бесспорно был бы весьма убедителен, если бы м-с X была настолько предусмотрительна, чтобы не выдавать задуманной приметы.
Но ради чего ее дочь непременно хотела знать эту примету?
Разве не естественно думать, что она, желая доставить матери радость, решилась на благочестивый обман, сообщив тайну Гедеону?
У нее было достаточно времени для этого, так как она знала, что ее мать должна сначала зайти к приятельнице, Гедеон же, конечно, был заинтересован в сохранении секрета; таким образом, не представлялось ни малейшей вероятности, что дело будет открыто.
К сожалению, этот-то именно важный пункт и обойден в рассказе полным молчанием.
История эта имеет, однако, еще интересный эпилог. В одной книге относительно фотографий духов, появившейся в 1894 г. под названием «Приподнятое покрывало» (The veil lifted), находится следующий буквальный рассказ об этом случае.
«Мать пошла к Гедеону со своей дочерью. Она не сказала фотографу, что ею задумано. Она думала и желала, чтобы показался ее отец.
Она ничего не сказала ни дочери, никому другому о том признаке, который был ею избран. Она задумала, чтобы  отец ее показался в своей особенной черной шапочке, которую он носил в последние годы своей жизни. Эту примету она держала в секрете, пока не была проявлена пластинка; но здесь также вполне явственно вышла шапочка, как это можно видеть и на рисунке; черты лица тоже выражены настолько ясно, что не остается никакого сомнения».
Фотографии призраковРассказ этот служит хорошим примером того, каким образом описываются у спиритов факты. Автор без всякой церемонии опускает здесь маленькую подробность, которая, вероятно, заключает в себе объяснение всего замечательного случая, именно, что дочь выманила у матери тайну.
При таком изложении случай этот становится, конечно, в высшей степени загадочным и сверхъестественным. Но это-то и нужно; что же касается истины, то она менее важна.»1
Спустя несколько лет некий англичанин Паркес также попытался делать фотографии духов, но тоже недолго и безуспешно.
Самый большой интерес и одновременно бурю негодования вызвал фотограф Бюге в Париже, который начал свою деятельность в 1873 году. Его рекомендовал редактор «Спиритического Обозрения» (Revue spirite) Леймари и поддерживал чрезвычайно известный в то время медиум Фирман.
Состоявший на службе у полиции фотограф Ломбар заподозрил, что у Бюге все основано на обмане и, чтобы подтвердить свои подозрения, он пришел под вымышленным именем к Бюге с просьбой снять его вместе с духом.
Когда же Бюге уже собирался вставить кассетку с пластинкой в аппарат, Ломбар взял у него кассетку и потребовал, чтобы пластинка была проявлена без экспозиции. Бюге стал оправдываться, что изображение духа уже заранее могло находиться на пластинке и не его в этом вина.
При последующем обыске у Бюге были найдены куклы, завернутые в саван, и кроме того много голов, вырезанных из фотографических карточек и наклеенных на картон. С помощью таких приспособлений Бюге подделывал различные изображения духов.
Хотя и на этом судебном заседании многие особы заявили, что они узнают в фигурах духов на карточках Бюге своих умерших друзей, однако обвиняемый был признан виновным в обмане: Бюге поплатился годом тюрьмы и денежным штрафом в 500 франков…
Известный спирит Аксаков долгое время относился с недоверием к Бюге и писал об этом некоторым французским спиритам.
«Но мои предостережения,— говорит он,— остались благодаря французскому энтузиазму без всякого внимания. Прежде чем печатно высказать свое подозрение, я ждал результатов поездки Бюге в Англию; мне было известно, что английские спириты прошли в этом отношении хорошую школу: у них также был фотограф духов, м-р Гедеон, который подпал обычному искушению соединить ради барыша истину с ложью, но они скоро сорвали с него маску и оставили его. Однако отзыв английских спиритов оказался благоприятным Бюге…
К сожалению, процесс доказал теперь, что мои подозрения были более чем справедливы, и что Бюге брал заслуженную дань с французского легковерия, перемешивая истинное с ложным» («Психические этюды», 1875 год, стр. 339).1
Наибольшую известность среди фотографов, которым удалось сфотографировать призраков, приобрел англичанин Битти. Когда были обнаружены обманы Гедеона, ему пришла в голову мысль самому заняться изучением этого дела.
Для этого он объединился с несколькими своими друзьями и нанял мастерскую с приборами у одного специалиста-фотографа по имени Джостей, который, кстати, был и медиумом..
Фотографические опыты Битти были произведены в 1872 и 1873 гг. Спириты считают их наиболее достойными внимания из всех такого рода экспериментов, которые когда-либо были сделаны.
На первых порах на карточках ничего не было видно, но постепенно стали вырисовываться неправильные, более светлые части, которые в конце концов приняли вид человеческих фигур. (смотри фотографии ниже)

Фотографии призраков

Фотографии призраков

Фотографии призраков

Фотографии призраков

Фотографии призраков

Фотографии призраков

Не надо, конечно, упускать из виду, что медиум Джостей, а иногда и один из остальных участников заранее могли сказать, что получится на пластинках.
А если также принять во внимание, что Джостей как раз не отличался хорошей репутацией, то не будет невероятным, что при возникновении изображений он пускал в ход свои пальцы.
Но это маленькое и в то же время существенное обстоятельство стало известно лишь в 1891 г.; первоначальные же известия об опытах Битти ни словом не упоминали об участии Джостея, и потому понятно, что карточки Битти должны были иметь большое значение для спиритизма.

Поделитесь с друзьями

Ваша оценка статьи:

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Источники информации

1. Гордон С. «Энциклопедия паранормальных явлений»
2. Леманн «Иллюстрированная история суеверий и волшебства»
3. Риччи Д. «Энциклопедия НЛО и пришельцев»




наверх